Ни для кого не секрет, что любую информацию в наше время можно найти в интернете. Наверняка, подобная тема в своем первоначальном виде уже где-то опубликована. То, с чем я хочу вам предложить ознакомиться, сначала предназначалось только для меня. Это в своем роде конспект-руководство, который должен был помочь мне сориентироваться в огромной массе полезной книжной информации. Но именно в таком стиле и в таком количестве мне её сложно воспринимать, поэтому вы сейчас видите "обработанный" мною предложенный материал. Очень надеюсь, что я не упустила важных моментов по этой теме и передала основные методические указания автора (под редакцией Ф.А. Сохина).
Основной причиной моего желания поделиться с вами, дорогие читатели, стала надежда на то, что прочитав этот пост (и следующий со второй частью) у вас возникнет желание воспользоваться изученными сведениями и вы обязательно со своими детьми займетесь придумыванием рассказа или сказки, выбрав в помощь хотя бы один из пяти пунктов.
Предисловие можно прочитать на коллективном блоге Друзья БабочкиЯночки.
Рассмотрим пять основных видов рассказывания:
1. Пересказ литературных произведений.
2. Рассказывание по картине.
3. Рассказывание об игрушках.
4. Рассказы детей из опыта.
Это творческое воспроизведение литературного текста.
Давайте разберем поэтапно занятие по пересказу.
Для начала нужно подобрать произведение, важными критериями которого являются:
1) высокая художественная ценность - для детей это сказки, рассказы известных детских писателей, небольшие по объему, понятные по содержанию
2) идейная направленность (например, сказка должна чему-то учить)
3) текст должен быть с динамично изменяющимися событиями, четким и последовательным развертыванием действия.
Теперь нужно настроить ребенка на восприятие произведения. Можно рассмотреть подходящую иллюстрацию, которая побудит ребенка задавать вопросы. По ним выявляются и уточняются представления ребенка.
Переходим к непосредственному чтению произведения - читаем выразительно, интонационно выделяем диалоги персонажей. Этим мы помогаем понять свое отношение к героям и событиям рассказа.
Можно разыграть сказку с помощью кукольного, теневого, настольного театра или фланелеграфа, чтобы развить интерес к произведению и способствовать лучшему запоминанию, побуждая в ребенке желание передать свои впечатления.
Прочитав до конца, задаем вопросы по тексту, тем самым помогая составить план пересказа. Например, такие:
1. О чем говорится в данной сказке (рассказе) ?
2. Каковы характеры героев?
3. Чем они тебе понравились (не понравились)?
Также задаем вопросы, раскрывающие художественную форму литературного произведения. Например:
1. Как автор описывает то или иное явление? С чем его сравнивает?
2. Какие интересные слова и выражения больше всего тебе запомнились и понравились?
Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.
Повторно читаем. Ребенку необходимо внимательно слушать и запоминать, чтобы затем пересказать произведение.
К чему мы стремимся: научить ребенка высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно, последовательно и выразительно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.
2. Рассказывание по картине.
В зависимости от возраста ребенка предъявляются разные требования к рассказыванию по картине.
Маленький ребенок ограничивается перечислением объектов, их свойств и действий. Поэтому подбираются картины, изображающие отдельные объекты. Например, игрушки, животные, предметы обихода. А также картины с несложными сюжетами, близкими личному опыту ребенка.
Ребенок постарше может составить небольшое связное повествование.
Первое время ребенок повторяет образец, но постепенно в рассказах начинает появляться элементы творчества.
Занятие начинаем с беседы, задавая четкие и лаконичные вопросы.
Иногда можно использовать и художественное произведение, например, небольшой рассказ о животных, стихотворение , потешку или загадать загадку, спеть песенку.
Рассматривание картины можно связать с рассматриванием похожей игрушки, побуждая ребенка к новым высказываниям.
Не забываем про игровые моменты. Например, рассказываем кукле или любимому мишке.
Усложняя задание, даем образец рассказывания по одной картине, а ребенок рассказывает по другой. Подсказываем возможный сюжет или намечаем основные этапы его развития. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Очень интересен ещё один способ рассказывания - составление коллективного рассказа. Например, взрослый придумывает, что происходило с персонажами раньше, ребенок описывает события, изображенные на картине, взрослый - последующие действия и поступки героев, а ребенок заканчивает историю. Замечательно, если рассказ будет придуман несколькими детьми.
Когда ребенок достаточно свободно овладеет навыками рассказывания, можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых). Ребенок сам выберет наиболее доступный для него сюжет.
Чему мы должны научить: точной передачи сюжета, видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события, замечать в картине детали (фон, пейзаж, состояние погоды), включать в свои рассказы описание природы.
При составлении коллективного рассказа учим оценивать рассказы друг друга: подмечаем удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.
В этом виде рассказывания широко используются серии сюжетных картинок для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Такие картинки представлены Светланой Качинскене на блоге Букляндия.
Пример подхода к рассказыванию по сюжетным картинкам с моими маленькими детьми по сказке Дюймовочка смотрите здесь.
3. Рассказывание об игрушках.
Будем действовать так:
1) Правильно подбираем игрушку - например, похожесть игрушки на натуральный облик зверька, знакомый ребенку повадками, образом жизни, чем питается и т.п.
2) Задаем наводящие вопросы, обращая внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал, величина): какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть.
Подбираем сравнения, определения.
Рассказ взрослого является образцом.
Можно использовать и литературное произведение, потешки, прибаутки, загадки.
3) Составляем рассказ по набору игрушек, используя указания из предыдущего подпункта. Подбираем игрушки так, чтобы проглядывалась простая сюжетная линия (например, мяч, кукла, зайчик) .
4) Игрушки для того, чтобы играть! Поиграем в "Магазин игрушек" или в игру "Угадай, про какую игрушку я говорю".
5) Можно к придуманной истории сделать рисунок.
6) После составления коллективного рассказа по набору предварительно выбранных игрушек, предполагая простую сюжетную линию, можно использовать импровизацию - это способствует формированию дружественных отношений между детьми (ребенком и взрослым), учит их считаться с чужим мнением и согласовывать свои действия.
Чему можно научить: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание;
активизация словаря - побуждаем ребенка высказываться, как он относится к игрушке, что он ещё знает про неё.
4. Рассказы детей из опыта.
На мой взгляд, это самый близкий и понятный вид рассказывания для ребенка из всех перечисленных видов.
Ребенок передает в повествовании свой жизненный опыт, т.е. основой рассказа служит повседневная жизнь ребенка: прогулки ("Что случилось во время прогулки"), праздники ("Как мы провели Новый год", "Что мне понравилось на елке"), экскурсии ( "Как мы ходили в зоопарк"), интересные случаи ( " Наш первый поход ").
Можно начать рассказ после знакомства с картиной или игрушкой.
Например, рассмотрев картинку с изображением кошки или собаки, ребенок рассказывает о своем домашнем питомце.
Если предстоит коллективное рассказывание:
Ещё один вариант коллективной работы - написать письмо, например, бабушке.
Для письма составляются специальные тексты, отличающиеся от обычного рассказа своим содержанием и структурой. Это также оказывает воспитательное воздействие, вызывая у ребенка дружеское и заботливое отношение к другим.
Так или иначе, но со временем, расширяя круг ознакомления ребенка с явлениями общественной жизни и с трудом взрослых , вы столкнетесь с темой природы.
Можно начать рассказ после знакомства с картиной или игрушкой.
Например, рассмотрев картинку с изображением кошки или собаки, ребенок рассказывает о своем домашнем питомце.
Если предстоит коллективное рассказывание:
1) Знакомимся с темой.
2) Намечаем сюжетную линию по плану, например:
Сначала расскажем, как пошли на экскурсию ( праздник, прогулку, в гости).
Затем вспомним, что нового и интересного там увидели.
Закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось и запомнилось.
3) Дети высказываются, записываем рассказ.
4) Предлагаем нарисовать на эту тему.
Ещё один вариант коллективной работы - написать письмо, например, бабушке.
Для письма составляются специальные тексты, отличающиеся от обычного рассказа своим содержанием и структурой. Это также оказывает воспитательное воздействие, вызывая у ребенка дружеское и заботливое отношение к другим.
Так или иначе, но со временем, расширяя круг ознакомления ребенка с явлениями общественной жизни и с трудом взрослых , вы столкнетесь с темой природы.
Представляю 5 видов рассказов о природе (по методике Н.В. Виноградовой)
1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе
( "Как мы устроили цветник", "Кто обедал в птичьей столовой").
2. Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин
("Как звери живут зимой", "Что случилось на реке весной").
3. Описательный рассказ на основе сравнения разных времен года и описание пейзажной картины
( "Наш участок зимой и летом")
4. Описательный рассказ о каком-нибудь времени года
(" Мое любимое время года", "Что ты знаешь об осени")
5. Описательный рассказ об отдельном явлении природы
("Ветка сирени", "Осенний букет").
Чего мы добиваемся: формируем умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал;
воплощая свои впечатления в форму рассказа, ребенок наглядно убеждается в том, что обо всем окружающем можно рассказать живо и интересно.
5. Творческие рассказы.
Я бы назвала этот вид рассказывания некоторым подытоживанием всех видов представленных выше. Творческий рассказ предполагает проявление более самостоятельных, и от этого более сложных, вариантов придумывания рассказа.
Творческое рассказывание можно разделить на 4 способа придумывания:
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа.
Сообщается начало рассказа, его завязка, а основные события, приключения героев придумывает ребенок.
Вопросы взрослого дают толчок творческому воображению.
Темы могут быть как реалистические ( "Случай в лесу"), так и сказочные ("Приключения динозаврика").
2. Придумывание рассказа или сказки по плану взрослого.
План намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания ребенку предстоит осуществлять самостоятельно.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной взрослым (без плана).
Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.
Очень важна формулировка темы, которая эмоционально настраивает ребенка на сочинение рассказа.
Можно по одной теме придумать серию рассказов.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему -
самый сложный вид рассказывания.
Всё зависит от того, как вы сумеете заинтересовать ребенка, какое создадите эмоциональное настроение и дадите толчок творческому воображению.
Наиболее сложны для ребенка описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний.
Например, перед рассказом о весне можно предложить ребенку такой план в вопросах:
1) Чем весна отличается от зимы?
2) Какая погода бывает весной?
3) Что происходит весной с деревьями и кустами?
4) Как живут весной птицы и звери?
5) Что люди делают на огороде и в садах?
Обращаем внимание на последовательность передачи содержания.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений. Например, "Зима и лето", " В парке осенью и весной". Такие темы создают возможность использования различных грамматических и синтаксических структур (например, распространенных и сложных предложений).
Хорошая идея сделать альбом детских рассказов с иллюстрациями, нарисованными либо самим ребенком, либо использовать готовые. Название альбома пусть придумает ребенок.
Это будет хорошим стимулом для дальнейшего творческого развития.
Чего мы можем достичь: ребенок должен самостоятельно продумать содержание рассказа, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию;
в процессе систематического обучения и постоянных упражнений ребенок приобретает большой запас слов, композиционные навыки ( умение придумать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел;
учится наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий