Для того, чтобы выявить связи между предметами и явлениями окружающего мира, ребенку надо научиться правильно мыслить - сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать и делать свои умозаключения. Слова, которыми постепенно овладевает ребенок, и становятся опорой для этого.
Речевое мышление, имеющее свои специфические свойства и закономерности, нужно развивать и совершенствовать.
1. Загадываем загадку. Ребенок выбирает правильный ответ в виде изображения среди предлагаемого набора карточек.
2*. Читаем стихотворение. Вместо некоторых слов показываем соответствующую картинку, не озвучивая. Ребенок должен произнести вслух название изображения.
В следующий раз можно не показывать нужную картинку. Ребенок самостоятельно находит подходящую и произносит название.
3. Перед ребенком определенный набор картинок, соответствующий одному признаку. Например,
посуда, мебель, транспорт и т.д.
Среди этих картинок "попадаются" и другие, не подходящие к набору. Нужно выбрать лишние и назвать одним словом те, которые остались.
4*. Составляем несколько предложений. Читаем предложение не до конца. Ребенок показывает карточку с изображением, которая подходит по смыслу в конце предложения.
5*. Предлагаем ребенку найти "слова в картинках", рифмующиеся друг с другом.
6*. Нужны карточки с изображениями животных, транспорта, бытовой техники и т.п. То есть все то, что может издавать звуки. Ребенок отвечает на вопрос: какие звуки издает? Например,
корова - мычит,
птичка - поет,
жук - жужжит,
конь - ржёт,
комар - пищит,
холодильник - шумит,
стул - скрипит
7*. Другой вариант предыдущего задания. Подбираем изображения животных, птиц, насекомых.
Уточняем вместе с ребенком названия их отдельных действий. Например,
птичка - клюет, поет,
петух - кукарекает,
бабочка - порхает,
кузнечик - стрекочет,
голубь - воркует.
8*. Ребенок придумывает в какого зверя (птицу, морского животного) он на время превратится.
Среди карточек он отыскивает то, что касаемо этого зверя: что он ест, где живет, где спит, какого цвета ( карточки с цветными пятнами или изображение такого же цвета), его враги и друзья, на какую букву начинается название этого животного.
9. Повторяем предлоги. Кладем любую карточку под книгу, в книгу, за книгу, около книги и т.д.
Проделываем то же с несколькими карточками. Например, изображение гуся кладем на изображение волка, рядом - изображение мышки, над мышкой -кошку и т.д.
10. Составляем несколько "дорожек" из карточек по горизонтали, отличающихся по длине. Нужно показать "дорожки", начиная от самой длинной до самой короткой.
Аналогично и по вертикали - от самой высокой "башни" до самой низкой "башни".
11*. Надо приготовить карточки с изображениями животных, растений и насекомых. К каждой картинке задается вопрос: "Какую пользу они приносят человеку?"
12*. Ребенку нужно отыскать среди нескольких карточек изображения, названия которых являются омонимами. Слова-омонимы - слова, одинаково звучащие, но различные по значению. Например,
ключ, лисички, ручка и т.д.
13*. Подбираем к картинке слова-синонимы. Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Например,
врач - доктор,
грустный - печальный,
строить - воздвигать,
букашка - козявка и т.д.
14. Находим все карточки, предметы на которых сделаны из
железа (железный)
дерева (деревянный)
стекла (стеклянный)
кожи (кожаный)
пластмассы (пластмассовый)
бумаги (бумажный)
снега (снежный)
резина (резиновый)
кирпича (кирпичный)
песок (песочный)
Назвать эти предметы вместе с их признаками. Например,
кожаная сумка, деревянный забор.
15*. Карточки с изображениями животных переворачиваем картинками вниз. Ребенок поочередно берет каждую карточку, называет животное, перечисляет членов семейства и вспоминает как это животное голос подает.
16. Предлагаем рассмотреть две-три карточки. Например, на одной изображен торт, а на другой - вишня. Надо связать эти два слова - вишневый торт. Или составить предложение: карандаши , альбом и мальчик - Мальчик рисует карандашами в альбоме.
17. Раскладываем карточки лицевой стороной вверх. Перечисляем названия составных частей предмета одной карточки. Ребенок выбирает и называет описываемую карточку. Например,
кузов, кабина, колеса, руль,фары, дверца, дворник. Правильный ответ: грузовая машина.
Или: ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни. Правильный ответ: дерево.
Меняемся с ребенком ролями: он перечисляет части, а взрослый догадывается. Например,
сиденье, спинка, стул. Ответ: стул.
18. Ребенок подбирает к перечисляемым действиям разложенные перед ним изображения. Учимся правильно употреблять слова в нужных падежах. Например,
летает(кто? что?) - птица, муха, пчела, комар, самолёт, бабочка, спутник, пух
идет(кто? что?) - мальчик, мужчина, кошка, дождь, снег, поезд, часы
растет (кто? что?) - ребенок, дерево, цветок, трава, девочка
резать (чем?) - ножом, ножницами
угощать (чем?кого?) - пирогом, печеньем, яблоком, тортом, чаем, конфетами, друга, маму
поймать(кого? что?) - муху, попугая, мышь (мышей), мяч (мячи)
лежать (на чем?где?) - на столе, под стулом, за шкафом, у двери, перед забором.
19. Похожая игра.
Угадай, что можно так делать? Выбираем картинки.
Я шью - платье, пальто, юбку
Я меряю - куртку, сапоги
Я пью - молоко, воду
20. Учимся образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя карточки с изображением предметов (можно единичных). Сначала образовываем множественное число существительных, затем - родительный падеж. Задаем наводящие вопросы, например:
У меня нет (чего?) - котят, молока
У тебя много (чего?) - игрушек, кукол, ежей.
21. Учимся узнавать предметы по эпитетам. Например,
круглое, спелое, красное, сочное, полезное, зеленое, кислое - ребенок отыскивает карточку с изображением яблока.
Ну, вот и четвертая часть завершила цикл развивающих игр с карточками.
Очень будет интересно узнать ваше мнение, дорогие читатели, о том, насколько полезен был представленный материал. Может у вас есть свои развивающие игры с карточками и вы захотите поделиться. Пишите, я обязательно добавлю эту информацию в сборник от Вашего имени.
Предисловие на коллективном блоге БабочкиЯночки
Часть 1. Игры на развитие внимания и памяти.
Часть 3. Игры на развитие воображения. Подвижные игры с карточками. Игры на развитие логического мышления.
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий