вторник, 3 мая 2011 г.

Игры с карточками. Часть 1.

Для обучения ребенка дома часто необходимы карточки с изображениями.
Такие карточки изготовить нетрудно: можно распечатать готовые картинки из интернета, можно применить готовые карточки, например из лото, или из книг, а можно, как сделала я, вырезать картинки из журналов, детских журналов, книжек ( например, книжки с наклейками на развитие памяти, которые после наклеивания больше не используются).
Картинки я наклеила на листочки из блока для заметок 9*9*9. Хорошо бы, чтобы листочки были из плотной бумаги - так они лучше сохранятся.
Кроме таких карточек с изображениями, дочки отпечатали буквы из мягкого конструктора: наносили краску на поверхность буквы и прижимали к листочкам. У нас получились буквы красного (гласные) и синего ( согласные) цвета. Буквы я обвела фломастером, чтобы контуры были четче, особенно у тех букв, которые печатала Луиза.
Карточек получилось немало. И я  стала придумывать, в какие игры можно с ними поиграть. Некоторые идеи игр я отыскала в интернете, в книгах-тестах. Многие игры  у меня получились в ином, собственном варианте.
Этих развивающих игр собралось порядочно, что получился "Сборник игр с карточками", который я и хочу вам представить.
Все игры я условно поделила на разделы, чтобы было легче отыскать нужное. Условно потому, что есть игры , которые можно отнести одновременно к нескольким разделам.
 Игры, требующие специально подготовленных изображений, я буду помечать знаком *






Игры  на  развитие  внимания  и  памяти

1. Ребенок выбирает любую карточку из стопки, запоминает. Перемешиваем карточки и выкладываем одну на другую. Нужно найти выбранную. Постепенно усложняем задание, увеличивая число выбранных карточек.


2. Раскладываем 4-5 карточек. Ребенок отворачивается. Убираем одну карточку или переставляем местами две карточки. Нужно назвать ту карточку, которую убрали или указать на те карточки, которые поменяли местами.


3. Находим отличия в изображениях. Например,
изображение кошки - нарисованная из детской книги и фотография кошки из журнала (нарисованная по-другому). Или, например, предметы все зеленого цвета, но различной формы. Или, один - много, а точнее - два, три и т.д.


4. Находим сходства в изображениях по форме, по цвету или по действию с предметом.


5. Сопоставляем звук и картинку: звоним в колокольчик - выкладываем одну карточку,
бьём в барабан - выкладываем следующую карточку и т.д.
Проверяем: бьём в барабан или звоним в колокольчик - ребенок выкладывает соответствующую картинку и т.д.


6. Предлагаем рассмотреть пару картинок. Например,
на одной изображено какое-нибудь время года (зима), на второй - девочка, одетая не по сезону ( по-летнему). 
Задаем вопрос: что нужно изменить (добавить, дорисовать) в картинке с девочкой, которая вышла на прогулку в это время года?


7. В течение дня, начиная с самого утра, показываем  картинки, ассоциируя их с действиями ребенка, временем дня. Например, после пробуждения показываем карточку с изображением солнышка, через некоторое время (после прогулки) показываем изображение мяча и так на протяжении всего дня.
К вечеру перемешиваем выбранные карточки с остальными. Ребенок выбирает только те карточки, которые ему показывали в течение дня и расставляет их в линию, начиная с самой первой и т.д. И так до последней.


8. Сочиняем историю-сказку из нескольких предложений с выбранными карточками-персонажами. На первое прочитанное предложение ребенок кладет изображение персонажа в центр, последующие изображения соответственно прочитанным следующим предложениям раскладывает вокруг (или в форме прямоугольника) первой карточки. Запоминает расположение. Перемешиваем, ребенок восстанавливает, вспоминая ход событий в сказке. Можно воспользоваться подсказкой - читать предложения, если ребенок затрудняется самостоятельно вспомнить текст.


9. Рассматриваем внимательно картинку, характеризуем, описываем вместе с ребенком. Переворачиваем карточку. Ребенок вспоминает описание. Помогаем, задавая наводящие вопросы.


10. Карточки выкладываем перед ребенком. Описываем одну картинку, расположенную среди других картинок. Нужно найти описываемую картинку.


11*. Необходимы четыре карточки с изображением одинаковых по форме цветов, но разных по цвету и четыре изображения бабочки одинаковых по форме, но разных по цвету.
Раскладываем карточки: над красным цветком синяя бабочка, над желтым цветком оранжевая бабочка, над оранжевым - красная бабочка, над синим- желтая бабочка.
 Ребенок запоминает расположение и отворачивается. Меняем местами бабочек. Ребенку нужно расставить карточки на свои прежние места.


12* .Показываем ребенку 4-5 карточек с изображениями разного цвета и убираем. Надо вспомнить все предметы и назвать их цвета.


13*. Понадобятся карточки с изображениями людей в действии. Придумываем им имена. Убираем карточки. Вспоминаем имена и их действия.


14. Раскладываем 5-6 карточек "паровозиком" . Перемешиваем. Ребенок вспоминает последовательность и выкладывает в правильном порядке.


15*. Выкладываем 6 пар ассоциативных картинок. Например,
девочка -    скакалка
волк -         заяц
ручка -       тетрадь
ножницы - бумага
машина -    колесо
лыжи -        шарф.
Нужно запомнить пары. Вторые части пар перемешиваются, а ребенок восстанавливает то, что было. Усложняя задание, можно перемешать с другими дополнительными карточками.


16. Ребенку завязываем глаза. Он должен составить линию из карточек  или фигуру ( квадрат из 4-х карточек, прямоугольник из 6-ти карточек).


17*. Эта игра позволяет лучше запомнить названия различных видов обобщающих понятий (цветов, деревьев, грибов, фруктов, транспорта, одежды, игрушек, мебели, посуды, ягод, животных и т.д.). Для этого разложите  карточки по схеме 3*3 или 4*4, затем 5*5. Можно разложить и по-другому.
Ребенок внимательно рассматривает расположение и запоминает названия. Переворачиваем картинками вниз и просим ребенка вспомнить расположение карточки с названным изображением и показать. При этом самому взрослому необязательно запоминать все названия, можно подписать все карточки слегка карандашом, а можно использовать готовые  подписанные карточки, например из пособий Школы Семи Гномов.

Предисловие на коллективном блоге БабочкиЯночки
Продолжение игр с карточками
Часть 2.   Игры с карточками-буквами. Игры для ознакомления со звуковым и слоговым строением слова.
Часть 3.  Игры на развитие воображения. Подвижные игры с карточками. Игры на развитие логического мышления.
Часть 4.  Игры на развитие мышления и речи.









Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

3 комментария:

  1. Альфия спасибо Вам за новые идеи в играх с карточками. Обязательно буду иметь в виду, что на вашем блоге есть эта информация, хочу посоветовать знакомой, у нее как раз дочери 4 года и такие игры думаю будут в самый раз.

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия, я этот пост обязательно сохраняю в закладках, мы сейчас как раз в Питере приобрели несколько наборов с карточками, чтобы дочке показывать. Мне, к сожалению, пока вырезать их самой не из чего, потому что у нас дома совсем нет никаких журналов и книг, которые можно было бы разрезать, поэтому приходится тратиться на готовые материалы. Со временем будем играть в предложенные Вами игры!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...