А можно сначала подготовить ребенка перед заданием. Например, перед тем как выполнять задания с гласными и согласными, мы с детьми выяснили - какие буквы гласные, а какие согласные. У нас имеются деревянные мишки, которые можно собирать по частям: голова, руки и туловище, ноги. Луиза собрала девочку-мишку, а Ляйсан - мальчика-мишку. Я рассказала о том, девочка очень любит петь, а мальчик петь не любит. Достали карточки-буквы. Те звуки, которые мы сможем петь, будем класть в коробочку для девочки, остальные, которые не поются - в коробочку для мальчика. Так мы выяснили, что гласные буквы поются, а согласные - нет. А ещё стало очевидно, что согласных намного больше гласных.
1. Ребенок закрывает глаза. С помощью взрослого обводит пальцем букву. Затем открывает глаза и ищет её среди других букв.
2. Раскладываем буквы в алфавитном порядке.
3. Загадываем загадки про буквы. Ребенок отыскивает среди разложенных перед ним отгаданную букву.
4. Раскладываем вокруг одной карточки-буквы изображения. Те, в названиях которых есть эта буква в начале ( в конце или содержится в слове), оставляем, а остальные убираем.
5. Приготовим все гласные буквы. Нужно разделить их на две группы: гласные, дающие твердый слог (А, О, У, Э , Ы ) и гласные, дающие мягкий слог (Я, Ё, Ю, Е, И).
6. Подбираем только согласные буквы. Знакомим ребенка со звонкими и глухими согласными.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости.
[б] — [п] | [б’] — [п’] |
[в] — [ф] | [в’] — [ф’] |
[г] — [к] | [г’] — [к’] |
[д] — [т] | [д’] — [т’] |
[з] — [с] | [з’] — [с’] |
[ж] — [ш] |
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости /глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются) - об этом подробнее лучше говорить в более старшем возрасте.
7. Выбираем из букв только гласные. Раскладываем в столбик буквы А,О, У, Ы, Э.
Задание: подобрать к этим гласным из оставшихся "гласные-подружки ", которые похоже звучат. Должно получиться так: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Игры для ознакомления со звуковым и слоговым строением слова
1*. Нужны карточки-буквы. Читаем чистоговорки и скороговорки для правильного употребления звука, интонационно выделяя звуки. Ребенок должен догадаться какой звук чаще слышится и показать карточку с этим звуком. При этом обращаем внимание на мягкие и твердые звуки.
2. Усложняем предыдущее задание. Сначала показываем и называем звук (букву). Читаем чистоговорку или подходящие стишки. Ребенок выбирает (называет) слова из стихотворения, в которых слышится данный звук(буква).
3*. Понадобятся карточки с изображением предмета, в названии которого несколько раз повторяется один и тот же звук. Например,
листики , барабан.
Назвать часто повторяющийся звук.
Вслушиваясь в звучание слова, находя часто повторяющийся звук, ребенок начинает осознавать, что слова звучат по-разному и состоят из разных звуков.
4. Для начала подберем пару картинок. Например, изображены корова и сани. Нужно правильно выделить начальные слоги этих слов и сложить вместе. Получится новое слово - коса. Выкладываем рядом карточку с изображением комара.
5*. Нужны карточки, подобранные таким образом, что названия изображений должны отличаться лишь одной буквой. Например,
стол - стул
мишка - миска.
Задача ребенка - назвать эти буквы.
6. Составляем цепочку из картинок так, чтобы последняя буква в названии предыдущего предмета стала начальной буквой последующего. В конце замыкаем цепочку - "хоровод".
7. Нужно приготовить схемы слогового состава. Они могут быть из полосок цветной бумаги или из прямоугольных деталек конструктора. Одна полоска соответствует одному слогу. Например, составляем схему из двух полосок - ребенок отыскивает изображения, названия которых состоят из двух слогов. Для односложных слов, которые не делятся на части подойдет круг.
8*. Для игры нужны несколько парных карточек с изображениями, названия которых начинается с одной согласной буквы, но с разными последующими гласными: дающей твердый слог и дающей мягкий слог. Например, изображения дерева и домика.
В каком слове первый слог мягкий, а в каком - твердый?
В слове "дерево" слышится мягкий согласный звук [д'], а в слове "домик" - твердый звук [д].
Всегда твердые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [й'], [ч'], [щ'].
Остальные согласные звуки являются мягкими, если за ними следуют сразу
гласные я,ё,е,и,ю или ь, и твердыми, если за ними следуют гласные а,о,э,ы,у и другие согласные.
Можно сначала поиграть в игру из раздела Игры с карточками-буквами п.5.
9. Понадобятся песочные часы или таймер. За определенное время надо найти среди изображений только те, названия которых начинаются на заданную букву (слог) или данная буква содержится в слове.
10*. Подбираем изображения, в названиях которых содержится одна и та же буква, но только в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. На полосках бумаги пишем схемы, изображающих расположение буквы в слове. Например, для слов "баран", "кабан" и "краб" схемы будут выглядеть так: Б_____ , __Б__ , ____Б.
Задача ребенка подобрать к картинкам схемы.
Не забывайте, игры с маленькими детьми требуют вашего активного участия и инициативы!
Во время игры окунитесь в детство, оставьте все свои заботы и проблемы на время и посвятите себя целиком своему ребенку. Веселых, полезных и развивающих вам игр :)
Предисловие на коллективном блоге БабочкиЯночки
Предисловие на коллективном блоге БабочкиЯночки
Часть 1. Игры на развитие внимания и памяти.
Часть 3. Игры на развитие воображения. Подвижные игры с карточками. Игры на развитие логического мышления.
Часть 4. Игры на развитие мышления и речи.
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий