вторник, 3 мая 2011 г.

Игры с карточками. Часть 2.

Хочу обратить ваше внимание, что задания и условия для игр можно изменять в зависимости от развитости ребенка и его интересов: например,  увеличивать или уменьшать количество заданных карточек, использовать игровые приемы, вовлекая в игру образы любимых персонажей. Можно произносить задания от имени какой-нибудь игрушки.
А можно сначала подготовить ребенка перед заданием. Например, перед тем как выполнять задания с гласными и согласными, мы с детьми выяснили - какие буквы гласные, а какие согласные. У нас имеются деревянные мишки, которые можно собирать по частям: голова, руки и туловище, ноги. Луиза собрала девочку-мишку, а Ляйсан - мальчика-мишку. Я рассказала о том, девочка очень любит петь, а мальчик петь не любит. Достали карточки-буквы. Те звуки, которые мы сможем петь, будем класть в коробочку для девочки, остальные, которые не поются - в коробочку для мальчика. Так мы выяснили, что гласные буквы поются, а согласные - нет. А ещё стало очевидно, что согласных намного больше гласных.



Игры  с  карточками-буквами

1. Ребенок закрывает глаза. С помощью взрослого обводит пальцем букву. Затем открывает глаза и ищет её среди других букв.


2. Раскладываем буквы в алфавитном порядке.


3. Загадываем загадки про буквы. Ребенок отыскивает  среди разложенных перед ним отгаданную букву.


4. Раскладываем вокруг одной карточки-буквы изображения. Те, в названиях которых есть эта буква в начале ( в конце или содержится в слове), оставляем, а остальные  убираем.


5. Приготовим все гласные буквы. Нужно разделить их на две группы: гласные, дающие твердый слог (А, О, У, Э , Ы ) и гласные, дающие мягкий слог (Я, Ё, Ю, Е, И).


6. Подбираем только согласные буквы. Знакомим ребенка со звонкими и глухими согласными.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости.
[б] — [п]
[б’] — [п’]
[в] — [ф]
[в’] — [ф’]
[г] — [к]
[г’] — [к’]
[д] — [т]
[д’] — [т’]
[з] — [с]
[з’] — [с’]
[ж] — [ш]
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости /глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются)  - об этом подробнее лучше говорить в более старшем возрасте.


7. Выбираем из букв только гласные. Раскладываем в столбик буквы А,О, У, Ы, Э.
Задание: подобрать  к этим гласным из оставшихся "гласные-подружки ", которые похоже звучат. Должно получиться так: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.





Игры  для  ознакомления  со  звуковым  и  слоговым  строением  слова

1*. Нужны карточки-буквы. Читаем чистоговорки и скороговорки для правильного употребления звука, интонационно выделяя звуки. Ребенок должен догадаться какой звук  чаще слышится и показать карточку с этим звуком. При этом обращаем внимание на мягкие и твердые  звуки.


2. Усложняем предыдущее задание. Сначала показываем и  называем звук (букву). Читаем чистоговорку или подходящие стишки. Ребенок выбирает (называет) слова из стихотворения, в которых слышится данный звук(буква).


3*. Понадобятся карточки с изображением предмета, в названии которого несколько раз повторяется один и тот же звук. Например,
 листики , барабан.
 Назвать часто повторяющийся звук.
Вслушиваясь в звучание  слова, находя часто повторяющийся звук, ребенок начинает осознавать, что слова звучат по-разному и состоят из разных звуков.


4. Для начала подберем пару картинок. Например,  изображены корова и сани. Нужно правильно выделить начальные слоги этих слов и сложить вместе. Получится новое слово - коса. Выкладываем рядом карточку с изображением комара.


5*. Нужны карточки, подобранные таким образом, что названия изображений должны отличаться лишь одной буквой. Например,
  стол - стул 
 мишка - миска.
Задача ребенка - назвать эти буквы.


6. Составляем цепочку из картинок так, чтобы последняя буква в названии предыдущего предмета стала начальной буквой последующего. В конце замыкаем цепочку - "хоровод".


7. Нужно приготовить схемы слогового состава. Они могут быть из полосок цветной бумаги или из прямоугольных деталек  конструктора. Одна полоска соответствует одному слогу. Например, составляем схему из двух полосок - ребенок отыскивает изображения, названия которых состоят из двух слогов. Для односложных слов, которые не делятся на части подойдет круг.


8*. Для игры нужны несколько парных карточек с изображениями, названия которых начинается с одной согласной буквы, но с разными последующими гласными: дающей твердый слог и дающей мягкий слог. Например, изображения дерева и домика.
 В каком слове первый слог мягкий, а в каком - твердый?
В слове "дерево" слышится мягкий согласный звук [д'], а в слове "домик" - твердый звук [д].
Всегда твердые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [й'], [ч'], [щ'].
Остальные согласные звуки являются мягкими, если за ними следуют сразу
гласные я,ё,е,и,ю или ь, и твердыми, если за ними следуют гласные а,о,э,ы,у и другие согласные.
Можно сначала поиграть в игру из раздела Игры с карточками-буквами п.5.


9. Понадобятся песочные часы или таймер. За определенное время надо найти среди изображений только те, названия которых начинаются на заданную букву (слог) или данная буква содержится в слове.


10*. Подбираем изображения, в названиях которых содержится одна и та же буква, но только в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. На полосках бумаги пишем схемы, изображающих расположение буквы в слове. Например, для слов "баран", "кабан" и "краб" схемы будут выглядеть так: Б_____ , __Б__ , ____Б.
Задача ребенка подобрать к картинкам схемы.

Не забывайте, игры с маленькими детьми требуют вашего активного участия и инициативы!
Во время игры окунитесь в детство, оставьте все свои заботы и проблемы  на время и посвятите себя целиком своему ребенку. Веселых, полезных и развивающих вам игр :)

Предисловие на коллективном блоге БабочкиЯночки 






Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...