суббота, 15 января 2011 г.

Читаем и запоминаем. Сказка "Дюймовочка"

Я уже давно хотела рассказать вам, милые читатели, что мы с дочками присоединились к участникам в очень красивом, сказочно-волшебном проекте "Мастерская волшебной феи". Вы запросто можете туда попасть из этого блога: на боковой панели кликните мышкой по картинке с такой надписью- и вы уже в сказке!
Каждый месяц нужно будет выполнять задания, а в конце месяца состоится розыгрыш.
А пока наша творческая работа на стадии подготовки, я поделюсь с вами моими идеями о том, как можно использовать представленный материал авторами этого проекта.



Для более близкого ознакомления со сказкой этого месяца "Дюймовочка"
, мы взяли книгу в библиотеке. Через пару дней после прочтения сказки Ляйсан ответила на вопросы теста "По страницам сказки "Дюймовочка". Ответы были верны лишь на вопросы, где присутствовали сами персонажи, а на такие вопросы как: "Под каким листом устроила себе Дюймовочка колыбельку в лесу?", дочка даже не задумывалась и отвечала невпопад.
Конечно, я понимаю, она ещё мала, и требовать от неё запомнить всю сказку - глупо. Поэтому, я решила как-то помочь запомнить нужную информацию.
Помимо вопросов теста, можно прочитать сжатый вариант сказки в сопровождении небольших иллюстраций - кликнуть по картинке, на которой изображена Дюймовочка, сидящая на спине ласточки. Я распечатала иллюстрации, приклеила к картону и обклеила скотчем. Получились карточки - прекрасный дидактический материал!


Кроме того, я поработала с текстом из библиотечной книги, также распечатала и сделала карточки. Пришлось немного потрудиться - текст упрощать, чтобы он был не длинным , чтобы из этих небольших абзацев получился связной рассказ и чтобы присутствовали нужные описания для ответов на тест. А также я учитывала характерные реплики персонажей, которые очень хорошо запоминаются дочками. Например: "Коакс,коакс,брекке-ке-кекс!"



Как нужно заниматься? Почему я говорю" заниматься", а не "играть"? Можно назвать это "игрой" для детей, но на самом деле карточки сделаны для занятий - для развития связной речи, памяти и внимания.
Вот что можно предложить:
1.На столе (для привлечения внимания к играм-занятиям я расстилала на столике кусок материи) раскладываются сюжетные картинки, рассматриваются. Для детишек постарше: детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а ребенок должен найти и показать соответствующую картинку.
Для своих малышек я читала карточку-текст, начиная с начала сказки. К ней дочки находили нужную картинку и клали её на стол под прочитанной карточкой.
2.По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем всё закончилось.
После первого задания Ляйсан запоминала последовательность картинок и раскладывала на память. Если она ошибалась, мы обсуждали почему должна быть другая карточка(какая?), а не эта.
3.Раздаются предметные картинки. На столе представлена сюжетная картинка, сопровождаемая рассказом. Ребенок подбирает к ней предметные картинки, называя их, определяет их назначение.
Для этого задания я нашла в интернете картинки-раскраски.Правда, я не знаю насколько они соответствуют названию "предметные". Получилось, что большинство из них подходит для одного сюжета.
4.Мы ещё играли так: на столе выборочно располагались по три карточки сверху и под ними. Ребенок отворачивается, я меняю местами карточки из верхнего и нижнего ряда.
Задание усложнялось: нужно было определить какие карточки в верхнем ряду поменяли местами, а какие карточки добавили из нижнего ряда. На самом деле, вариантов этой игры на развития внимания и памяти можно придумать немало.

5.И самое сложное задание(для нас:) -пересказ. В зависимости от уровня развития повествовательной речи ребенка виды пересказа могут варьироваться:

1)Взрослый пересказывает, а ребенок(в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение.
2)Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.
3) Пред началом пересказа дается короткий план рассказа, что помогает ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.
4)Часто употребляется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как близок к игровому. В то же время он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.

Последнее задание мы ещё не выполняли. Я думаю разыграть сюжет сказки "Дюймовочка" с детьми.
Для нас тема типа "Развитие речи" очень актуальна, так как дети в основном пользуются обиходными словами, неправильно формируют предложения, а зачастую вообще не пользуются словами, а лишь жестами,звуками,плачем.

После таких упражнений мы снова прошли тест. Результаты были намного лучше прежних! Надеюсь, авторы проекта " Мастерская цветочной феи" будут и дальше представлять сказки с иллюстрациями, а мы будем пополнять серии сюжетных картинок. Ведь у меня припасено ещё немало интересных предложений по работе с несколькими сериями картинок из разных сказок :)

Примечание: в статье использован материал учебно-методического пособия "Развитие речи ребенка"-3. Т.Б.Филичева,Т.В.Туманова.

В помощь моим читателям предоставлю готовые образцы с иллюстрациями и мною составленным текстом. Нажмите на картинку, фото увеличится и можно будет распечатать.




Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

4 комментария:

  1. Сколько интересных идей по работе со сказкой. Можно еще бумажный кукольный театр сделать, посмотрите в блоге у нас есть ссылка на персонажей из сказки. Такая творческая мама придумает, что с ними можно сделать. Успехов!

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия, замечательное пособие, отличная работа! Надеюсь, ваши материалы будут выложены в веб-альбомах Пикаса и с ними можно будет подробно ознакомиться?! о Ваших занятиях обязательно упомяну в очередном посте на тему сказки Дюймовочка. В ближайшие дни появятся статьи про бабочек, лягушек, паучков - про маленьких героев сказки, которые иногда остаются незамеченными. Так дополняя друг друга и соберем сказку по кусочкам - это важно и нужно для многих родителей и воспитателям пригодится.

    ОтветитьУдалить
  3. Эвелина,ссылочку на персонажей я ещё не видела. Обязательно посмотрю! Спасибо!


    БабочкаЯночка,а про веб-альбомыя не додумалась. Я хотела бы поделиться с читателями некоторым уже готовым материалом. Знаете, тогда у меня возникли вопросы. Я Вам напишу,возможно Вы мне подскажете как сделать лучше.

    ОтветитьУдалить
  4. Пишите, жду. Вместе придумаем что и как сделать.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...