понедельник, 5 января 2015 г.

Знакомство с дробями.Настольные игры

В каком возрасте детям рассказывать про дроби? Я думаю, возраст не так важен. Главное, преподнести это ребенку в игре, которая ему посильна. А тут уже будет понятно, насколько глубоко можно затронуть эту тему.
Любовь к математике привила  мне моя учительница Татьяна Ивановна, умеющая подойти к новой теме так, что даже самые ленивые ученики просыпались и вслушивались. Она начинала, казалось,  рассказ на отдаленную тему. И как мастерски незаметно подходила к новому материалу по математике! И все становилось таким понятным с самого начала. 
Из личного о опыта , я поняла, что перед чем- то новым, неизведанным, можно сказать , пугающим, надо пробудить интерес. Тогда информация в нашей голове задерживается прочно и надолго.
Свои объяснения про дроби, я тоже начала издалека. Уже давно висит на стене у нас вот такой плакат :

Дочкам сначала было интересно, что там изображено. Из моих пояснений они почти ничего не поняли. Рано, подумала я. Сразу они так не поймут. Поэтому решила получше подготовиться к этому. Вот и настало время)))


Начали мы с опытов на кухне. Мы пробовали "поделить" воду в стакане на равные части с помощью  одинаковых стаканчиков( но сначала я спросила, можно ли разделить воду в стакане, чтобы всем досталось одинаковое количество воды). Мы переливали воду, пока наконец приблизительно не разлили равные части воды в маленькие стаканчики. 
Затем подобный вопрос я задала относительно мандарина. Здесь было сложнее: нужно не просто поделить на части, а на равные. Как же проверить это? Мы воспользовались игрушечными весами. Пришлось даже обламывать дольки мандарина, чтобы достичь равновесия


Конечно, не все четко мы поделили на равные доли, но принцип деления целого, в какой-то степени был разъяснен.
В следующий раз мы перешли непосредственно к знакомству с обозначением дроби. То, что в написано над чертой мы называем числителем, под чертой-знаменателем. Про единицу ( целую часть) и количество взятых частей дети сами поймут чуть позже.
Немного поиграли вот с такими  одноразовыми раскрашенными тарелочками. У каждого ребенка был свой комплект "пирогов": лимонные, апельсиновые, арбузные, с киви, черникой. ежевикой,малиной...Именно с помощью таких тарелок дочки осознали, что, например, дробь одна четвертая больше дроби одной седьмой. Идея этого пособия позаимствована у Марии, блог "Учимся играя".




Пригодились карточки с дробями(их можно скачать у Натальи, блог "Игры, в которые играют дети и я").


  Для начала мы разложили карточки-получилась лесенка. Ясно, что число в знаменателе соответствует количеству карточек "ступеньки"


Совмесив карточки и тарелочки мы поиграли в магазин


Я была покупателем и заказывала продавцам необходимую долю пирогов. Например, Луизе дала две карточки с дробью одна шестая для малинового пирога и три карточки с дробью одна треть пирога с киви и т.д. Это вполне  понятно (найти соответствующий  пирог и отделить части) , дети выдавали мне нужное.
Настал черед поменяться ролями: я выбирала некоторое количество частей от пирогов, а девочки выкладывали карточки.

С помощью пособия "Сложи узор" делили цветных гусениц на части: нужно было определить какую часть гусеницы отделили. Это помогло еще больше закрепить полученную информацию


Третьим этапом стало простое математическое сложение  и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.Здесь тоже пригодились карточки Натальи, и еще воспользовались  пособием "Палочки Кюизенера" ( там есть цифры и знаки из плотного картона)




Цветные фишки были тоже как нельзя кстати, чтобы объяснить дроби, с числителем больше единицы.
Выкладываю кучу фишек. Задача ребенка написать на карточках. какие части фишки определенного цвета занимают в общем количестве ( дроби).
Карточки выдавались с уже обозначенным цветом фишек


А вот и проверка


В заключении мы познакомились с двумя настольными играми.
Первая игра- "Мы делили апельсин"( покупала в Лабиринте), изготовитель ООО "Дрофа-Медиа"



Еще раз закрепили правильное название дробей, какая дробь больше или меньше. И перешли непосредственно к правилам игры.
Вариант- "Лото". Если вкратце, ведущий показывает карточку и называет дробь, остальные участники ищут на своих больших карточках предметы, соответствующие выпавшему числу.
Если все верно, то цвет и направление стрелок на карточке и и поле(большой карточке) совпадают.
Другой вариант- "Кто быстрее". Нужно найти как можно быстрее карточки для своих полей из общей кучи. Победителям выдаются медальки)))


Эта веселая игра заняла меньше времени, чем следующая.
Умное домино. Дроби. Настольные игры Олеси Емельяновой(специально ездила на склад в Мытищах))



Суть игры: на карточках изображены с одной стороны картинка и целое число в виде дроби, с другой-  дроби. Вот сумма этих дробей (различных карточек) и должна соответствовать целому, к которому мы и будем приставлять карточку.
Понадобится внимание, умение складывать дроби с общим знаменателем и терпение))


Обе игры интересны по -своему.Если судить по эмоциональному отклику детей, то "Мы делили апельсин" побеждает в этой номинации. Луиза все пыталась жульничать: искала не картинку, а подбирала стрелки)).
В последнее время нам нравятся настольные игры, когда мы вместе собираемся за большим столом,шутим, веселимся.Но бывают и неприятные моменты:девочки до сих пор спорят, кто будет сидеть рядом с мамой(я стараюсь сесть посередине), Луиза не любит проигрывать, дуется. Но сама же потом и просит поиграть)))
Вот так мы проводим порой зимние вечера, выходные дни. А вы любите настольные игры?











Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...