четверг, 6 декабря 2012 г.

Что может быть для ребенка стимулом и поощрением

Я уверена, если хочешь чего-то добиться от ребенка, то только не заставляя его, а поощряя. Ведь потому и называют родителей мудрыми: они знают пути договоренности и согласия со своими детьми. Мне иногда хочется сойти с этого пути, предоставляя выход своим эмоциям, потребности  утвердиться в своем авторитаризме , и просто из-за убеждения, что так надо.
Однако я одна из мам, в обращении к своему ребенку которых можно часто услышать такие фразы: " Договорились? Хорошо?" или " Выбирай: ты делаешь это и получаешь вон то, или ты не делаешь это и ничего не получаешь" при предоставлении выбора. То, о чем я буду сейчас рассказывать, относится к последней фразе.

Вы, наверное, как мой постоянный читатель, помните об одной главной для меня проблеме- приучить Луизу есть самой. Как только к этому я подошла решительно и предприимчиво, проблема стала разрешаться. Сейчас я позволяю дочке иногда пропустить обед (не есть суп), чтобы последующее принятие пищи было самостоятельным.
Незадолго до того, как прерогатива в выборе еды утвердилась за дочкой, был небольшой эксперимент.
Подумав о том, как заинтересовать детей делом, я ввела денежный подход. За прочитанное за день  Ляйсан или за съеденную самостоятельно еду Луизой назначалось денежное вознаграждение в три рубля. В первые два-три дня ажиотаж был неимоверный, дочкам хотелось "заработать" в один день как можно больше денег. Насыщение чувством обладания звенящей копилкой и пересчитыванием количеством ( поштучно) металлических монеток  достигло своего апогея  когда мелочи стало достаточно, чтобы сравниться с сестрой количеством, и, на взгляд детей, кучка была приличной.

Что нам это дало и что я узнала:
1. Детям не важен номинал монеты, всё дело в их количестве: дети просили разменять рубль по 50 копеек.
2. Мои дети не стали алчными Скрудж МакДаками, пытаясь выпросить денег или просто взять их. Зарабатывали честно, с удовлетворением выполненного дела.
3. В процесс вмешались  "добренькиеи щедренькие "родственники: "Ах, тебе не досталось! Вот тебе 10 рублей!" Чувство "справедливости" распирало их)))
4. Легко и непринужденно повторялись понятия: одинаково, размен, пополам.
Проводилось, конечно же, сложение и сравнивание.
5. Появилось представление :"Что можно купить на эти деньги?" И небольшое разочарование: "Практически пока ничего".
6.  Также появляются желания потратить свои деньги "на свои нужды", Луиза. например, выразила желание купить творческий набор с цветным песком.
7. Мотивация получить деньги не исчезла совсем со временем. Дети снова и снова напоминают о "расплате".
8. Основной момент  нужности денег для детей - это, пожалуй, игра. Они достают деньги каждый день, чтобы использовать их в ролевых играх.

К такому денежному поощрению дочки постепенно привыкли и это уже не являлось мощным стимулом для "воли  к победе".
Итак, я придумала другой способ увеличить попытки к самостоятельным действиям.
Как-то у меня проскользнула такая мысль, что тебе, Луиза, полагается медаль за проявленную инициативу. И что же вы думаете? Как только я озвучила эту мысль, дочка зацепилась за неё и всё ждала этой медали. Обещала, надо выполнять))
Вопрос "из чего сделать медали" не долго провисел в воздухе. Недавно мы с дочками заливали алебастром коррекс, получились славненькие кругленькие копии конфеток. Это идеальный вариант для небольших медалей!
На фото медальки, сделанные мной( ещё остались для детей заготовки):






Мой ручной труд затем окупился неподдельной радостью детей. Оказалось, что нам нужен конвейер  по производству  отличительных медалей для "суперсамостоятельных" детей, потому что с таким желанием иметь эти красивые медали я не успеваю их создавать))
Медали затмили не угасающее стремление забить копилку деньгами до отказа. Теперь дети выбирают понравившиеся медали за много дней вперед.
А это медальки, раскрашенные детьми и потом доведенные мной до совершенства))) Эта партия даже получилась намного привлекательнее для детей:



Вот так приблизительно выглядят медали в подвесном состоянии, хотя в данное время были использованы короткие ленточки, чтобы можно было подвесить их на гвоздик:



Время покажет, как долго дочки будут наслаждаться обладанием прекрасных медалей, а мне уже надо сейчас подумывать, что я смогу им предложить потом для стимула и мотивации.




Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

9 комментариев:

  1. Мама - настоящая выдумщица! :) Просто счастливые дочурки, что тут скажешь! А вообще идея с медальками очень улыбнула. Обязательно возьму себе на заметку!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличные медальки получились! В психологии это называется "жетонная" или бихевиоральная терапия ;)

    У меня двоякое отношение к денежным поощрениям. Наверное, есть ситуации, где это уместно, но чаще я прихожу с выводу, что денежные поощрения лучше заменить на те же медальки.

    ОтветитьУдалить
  3. Katerina_Zlenko, спасибо! Я часто думаю, чем бы я занималась, не будь моих дочурок)) Сижу, раскрашиваю, как в детстве,а ведь нравится!


    Таnia in Delhi, спасибо! Мне полезно знать, как это в психологии называется))
    Я всё боялась переборщить с деньгами - этот метод новый для нас. С самого начала надеялась, что постепенно от него мы перейдем к другому, не такому рискованному. Теперь размышляю, как плавненько заключить этот процесс))

    ОтветитьУдалить
  4. С маленькими детьми хорошо экспериментировать и выбирать те методы, к-е подходят. Дети легко принимают новые правила игры.
    Мне не нравится, когда старшим детям "платят" за выполнение заданий, скажем, или за оценки. У нас много западных друзей, к-е получают такую "зарплату".

    ОтветитьУдалить
  5. Таня, у меня тоже есть такие знакомые. Даже возможно их примеры и стали отправной точкой при выборе " как эффективно воздействовать на ребенка".
    Осознание моего отторжения "денежного приема" пришло только, когда я пропустила это через себя. Как-то мне не комфортно при этом. Хотя глядя на знакомых, мне казалось этой вполне нормальным.
    Ещё я бы хотела решить два вопроса: "Карманные деньги у ребенка.Когда выдавать и по какому случаю", и второй связан с умением контролировать, тратить и вкладывать деньги с умом.
    Таня, может вы посоветуете,с точки зрения психолога, что можно почитать или в какой блог заглянуть?

    ОтветитьУдалить
  6. Альфия, я постраюсь в ближайшее время как-то систематизировать свои наблюдения и напишу, хорошо? Если найду хорошие ресурсы, напишу.

    ОтветитьУдалить
  7. Идея с медальками - супер! Очень понравилось! А вот на счет денежного поощрения - я не сторонник такого,даже если это всего лишь копеечки. Моя Чуда учится в первом классе. Оценки, естественно, им в лицее еще не ставят. Но, как стимул, и плюс соревновательный момент, учительница предложила оформить стенд, на котором размещены рисунки каждого ребенка. Например, в первой четверти это были вазочки, а цветочки дети "зарабатывали" на уроках. Сейчас - это елочки, на которых появляются игрушки. И ведь срабатывает! Стараются все! А дома мы сделали "копилочку успеха". Это такая маленькая прозрачная вазочка, в которую мы складываем за полученные в школе "звездочки" цветные камешки. Скоро уже полная будет, потом может ракушки собирать начнем, или еще что-нибудь.

    ОтветитьУдалить
  8. Лада, спасибо!
    В коллективе соревновательный момент более обостренный, чем дома. Здорово, придумали в школе!
    Про копилочку успеха слышала в форме тетрадки с наклейками. Это очень хорошая идея - вот может к этому мы после денежного вознаграждения и попробуем перейти))

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...