воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Зимние сказки: Снегурочка

Наступила зимняя пора, поэтому в занятиях с дочками буду вводить зимние темы.
Сегодня остановимся более подробно на сказке "Снегурочка".
Где-то в интернете мне попалась книга Коноваленко  "Фронтальные занятия". Темой первого занятия и был "пересказ русской народной сказки "Снегурочка".
Цель: Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке).


Для занятия нужны сюжетные картинки. А где их взять, я придумала - мы их сами нарисуем)) 




Сюжетные картинки:
Дед и баба грустные сидят.
Дед и баба лепят Снегурочку. 
Снегурочка — помощница по дому. 
Снегурочка грустит весной. 
Снегурочка радуется граду. 
Снегурочка идет в лес с подружками. 
Снегурочка прыгает через костер.
 Снегурочка превращается в облачко и улетает

План:
1 - Читаю сказку и заодно рисуем
2 - Дети раскладывают картинки в последовательности
3- Дети рассказывают сказку с моей помощью (прием договаривания фраз)
4- Беседа по содержанию сказки - отвечают на вопросы
5- Повторяем сказку: дети сами рассказывают с небольшими подсказками
6- Дети раскладывают иллюстрации для закрепления последовательности

Беседа по содержанию сказки:
Кто главный герой сказки?
Почему сказка называется «Снегурочка»?
Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Из чего они слепили Снегурочку?
Подберите признаки к Снегурочке.
Чему радовались старик со старухой?
Какая Снегурочка была зимой, а какой стала весной?
Почему весной Снегурочка стала грустной?
Что обрадовало ее? Почему?
Куда пошла Снегурочка с подружками?
Что с ней случилось в лесу?
Почему она растаяла?
Эта сказка веселая или грустная?
Кому понравилась сказка «Снегурочка»?
Сказку я не привожу здесь, так как в интернете запросто найти. Например, "Снегурочка" с иллюстрациями здесь.

Мы все реже стали проводить  пальчиковые игры, хочу исправиться и вернуть хорошую традицию)) Нашла более подходящую к нашей теме:

«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Снова возвращаемся к "Снегурочке".
 В тексте сказки  некоторые выражения, на мой взгляд, требуют особого внимания и объяснения дочкам:

Не по дням, а по часам  - быстро, стремительно, бурно
Души не чаять - очень сильно, безгранично любить, не надышаться
Прячется от солнца в тень, словно ландыш под деревом - Все разновидности ландыша – и лесного, и декоративного хорошо растут в тенистых местах




...как иная не была бы рада жемчугу перекатному - Жемчуг - редкий и красивый белый минерал, эдакий лунный шарик. Он вырастает внутри раковин некоторых морских или речных моллюсков. Жемчужины зарождаются, когда песчинки попадают внутрь раковины и обрастают арагонитом. Жемчужина, чтобы приобрести форму шарика, должна свободно перемещаться, перекатываться, иначе срастется со створками и возникнет простое перламутровое утолщение створки. Отсюда следует, что рождающая жемчуг раковина должна жить в месте, где достаточно быстрое течение реки, например на перекате, а не в тихом омуте





 Пора развеяться -  веселая игра!
На следующую идею меня натолкнула в блоге Наташи " Сундучок со сказками" "Веселющая игра с прилагательными". Смысл игры остался прежний, но вместо прилагательных, имеющихся здесь в малых количествах, мы подставляли существительные.


Жили-были ---- со старухой. Иван да -------. Жили они счастливо, вот только ----- у них  не было. И решили они слепить себе ----- из снега – Снегурочку. Так и сделали.
И вот чудо – только закончили они работу, -------ожила.
Точно живая, зашевелила ---- ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках. Обрадовались старики, взяли ------ к себе в избу да доченькой назвали. Стала жить ------ с ними. Росла—не по дням, а по часам, и что ни день, то всё лучше, все краше становилась.
Старик и ------ в ней души не чают.

Дочки написали на бумажках такие слова: мишка, кастрюля, суслик, ухо, лейка, кошка, мышка, корова, тарелка, червяк ( одно оказалось лишним). Я вытягивала бумажки в процессе чтения и вставляла попавшееся слово. Получилось забавненько!

 Посмеялись?! Давайте проведем веселую разминку


РАЗМИНКА
Все движения разминки повторяем без запинки!
(Выполняем ходьбу на месте.)
Эй! Попрыгали на месте!
(Делаем прыжки вверх.)
Эх! Руками машем вместе!
(Встаём прямо, руки отводим в стороны, затем поднимаем руки вверх.)
Э - хе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки!
(Руки ставим на пояс. Прогибаем спинки, при этом голову отводим назад. Затем выпрямляем
руки и делаем наклон вперёд.)
Э - ге - ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе!
(Наклон вперёд делаем очень глубоко и пытаемся достать ладошками до пола.)
Повертись на месте ловко!
В этом нам нужна сноровка.
(Выпрямляемся, кладём руки на пояс и делаем повороты туловищем вправо - влево.)
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
(Ходьба на месте. Руки поднимаем вверх - делаем глубокий вдох, руки опускаем вниз -
делаем выдох.)


Конец сказки наталкивает на тему " Мировой круговорот воды в природе". Дочки хорошо осведомлены, что вода при замораживании превращается в лед, а лед в свою очередь тает, образуя снова лужи. А если водичку нагреть, то она испаряется в виде пара ( газообразное состояние). Вообщем, я предложила повторить их знания в виде вот такой схемы-игры:
Надо разложить круги с надписями, чтобы круговорот воды заработал)))



На этом задания по сказке закончились))
 Продолжаем участие в проекте "Читай и вытворяй!"




Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

6 комментариев:

  1. Сколько всего интересного можно узнать, если оттолкнуться от сказки! Замечательное занятие!

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия, очень понравилось ваше занятие! Ну просто очень! Ты неизменно удивляешь меня своим талантом методиста.

    ОтветитьУдалить
  3. Олечка, спасибо))
    Ты права - мне нравится разрабатывать планы - идей куча. Часто ощущаю нехватку сил на их выполнение, что все идейки улетают в некуда -так жаль! Мечтаю о напарнике-помощнике))

    ОтветитьУдалить
  4. Альфия, мне тоже очень понравилось Ваше занимательное чтение.
    Нужно попробовать с Олесей почитать, рисуя и занимаясь, а то у нас все эти стадии обособленно друг от друга проходят.

    ОтветитьУдалить
  5. Людмила, у Луизы рисование- любимое занятие. Совмещая рисование и изучение, я всегда уверена,что мы потрудились от души)))

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...