До того, как я узнала, что моя младшая дочь левша, я мало интересовалась особенностями в жизни левши. Но мне пришлось окунуться в этот мир левшей - мир мозговой асимметрии.
В первое время, когда я стала замечать у дочки признаки левшества, честно говоря, я растраивалась: мне сразу приходило на ум, как я буду обучать леворукого ребенка рисовать, писать своей правой рукой. Сейчас я просто приняла это как должное.
Может быть тогда я и немного знала о левшах, но одно знала точно - переучивать ребенка работать правой рукой нельзя.
Самый веский аргумент, на мой взгляд, почему "нельзя" - физиологическое строение организма, то, что заложено самой природой: у левшей главенствует правая часть мозга, а у правшей же - левая. Замечу, что левому полушарию свойственно рационально - логическое, знаковое мышление, правому - пространственно-образное, интуитивное мышление.
Также существуют люди, у которых оба полушария функционируют равнозначно, т.е. они одинаково хорошо владеют обеими руками, ногами, глазами, ушами. Они называются амбидекстры.
Хочу обратить ваше внимание, что понятия "леворукость" и "левша" не одно и то же, как обычно привыкли считать мы. Если у леворукого человека доминирует лишь левая рука, то у настоящего левши можно определить ещё ведущий глаз ("левоглазость"), ведущую ногу ( "левоногость") и ведущее ухо ("левоухость"). Заметить доминирование и предпочтение этих органов сложнее, чем леворукость, поэтому леворукие и левши для многих людей не отличаются.
Существуют специальные тесты по определению "рукости" ребенка. И это я не могла оставить без внимания. Предлагаю вам несложные способы в убеждении того, какая рука вашего малыша является ведущей. А может он амбидекстр?
Из известных мне нескольких вариантов тестирования, я выбрала метод Иншаковой О.Б.
Методика включает две серии проб: основные - действия ребенка всегда контролируются мамой и неосновные - чаще всего не контролируются.
Итак, к основным относятся:
Какой рукой ребенок
ест? пишет? рисует? держит чашку? режет ножницами? расчесывается? чистит зубы? бросает мяч? стирает ластиком? держит молоток?
Неосновные:
Какой рукой ребенок
раздает лото? нанизывает бисер? разматывает нитку? раскручивает ручку? наливает воду в узкое горлышко? сметает крошки со стола? аплодирует (какая рука сверху)? вставляет нитку в иголку? машет рукой на прощание? поднимает предмет с пола?
А теперь посчитайте: если ребенок выполняет рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость;
от 11 до 15 проб - слабая леворукость;
10 левой и 10 правой - амбидекстрия.
При переученной леворукости большую часть проб, связанных с выполнением "основных" действий, ребенок будет выполнять правой рукой, а связанные с выполнением "неосновных" действий - левой.
Я была уверенна, что Луиза - истинная левша, потому что заметила левую доминирующую ногу при ударе ногой по мячу. Но для меня остается загадкой: почему прыгать на одной ножке она научилась (причем очень давно) сначала именно на правой, и намного позже освоила прыжки на левой ноге?
Ещё из моих немногочисленных познаний в обучении ребенка-левши - надо учить ребенка работать обеими руками. Это нужно и для гармоничного развития мозга, да и в мире, где всё почти подстроено под праворуких, пригодится.
Например, можно вручить малышу в обе руки по фломастеру(карандашу). Пусть ребенок рисует обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Или очень хорошее упражнение для развития головного мозга через движение:
покажите ребенку три положения руки на столе: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь, поставленная ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет движения в строго определенном порядке: "кулак", "ребро", "ладонь". Сначала - ведущей рукой, затем другой, и наконец, обеими одновременно. Можно помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.
И напоследок. Запомните и примите: левшество и леворукость - не патология, а один из вариантов нормы.
Это врожденная и естественная склонность, которая встречается у достаточно высокого процента населения и которую следует уважать.
И это сказала не я, а ученые и специалисты в этой области
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Я в детстве сама приучила себя писать и кушать правой. Уж очень хотела быть, как все. Но все остальное только левой. Например, рисую, черчу, режу левой.
ОтветитьУдалитьА может я амбидекстрами:)))
Интересно, сама переучилась! Обычно всех раньше заставляли.
ОтветитьУдалитьВозможно вы и амбидекстр ))
У нас по мужниной линии много левшей, а по моей, вроде никого. Хотя недавно я узнала, что моя бабушка резала ножом и размешивала тесто левой.
Альфия, спасибо большое за этот пост. Я уже давно поняла, что Дашка у меня Левша, по крайней мере пока. Она преимущественно все делает левой рукой: есть, рисует, играет, кидает и т.д. если просить дать руку или ногу при одевании, то первой подаст левые. Но! она умеет делать все эти вещи очень хорошо и правой, но выбирает всегда левую, хотя если левая занята чем-то, то может спокойно все правой сделать. У меня все вокруг почему-то переживают, а мне всегда было все равно: левая или правая. это не важно. Мы кстати когда начали немного по Шичиде заниматься (а он правое получарие тренирует), то я стала задумываться, а может мне левое ей больше тренировать. в итоге ничего не придумала ))) так что как оно все идет, так и идет
ОтветитьУдалитьЯ стала замечать, что Луиза левша приблизительно после года. Как-то я писала вопросы логопеду на форуме, он ответил, что левшу можно определить только после 3 лет.
ОтветитьУдалитьЭто вы,Маша, правильно делаете, что не заморачиваетесь и развиваете две руки :)
Я однажды прочитала, что дети левши чуть активнее развиваются ,чем правши (а также дети со светлами глазами, быстрее чем с карими). Может очередная шутка учных! :-)
ОтветитьУдалитьЯрославна, я нашла интересную книгу про левшей. Там описываются и их особенности, развивающие игры и и занятия.Это очень интресно, хочу поделиться информацией со своими читателями. Но сначала опробую на своих дочках ))
ОтветитьУдалитьНе знаю о правдоподобности утверждаемого, знаю, что к левшам нужен определенный подход, например, их нельзя торопить