воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Тематический день: "День и ночь"


Наш план тематического дня нуждается в некоторых пояснениях.
Во-первых, я хочу объяснить, почему была выбрана  тема "День и ночь".

Главной причиной я считаю  часто задаваемые вопросы детей.
Например, от Ляйсан я слышала такую фразу:" Почему бывает день?! Я хочу всё время ночь!"
или "Для чего спать? Я не хочу!"
Немного узнать о том, что есть животные, которые спят и которые не спят. А есть и другие.


А второй - я хотела освежить свои познания в этой области и пополнить новыми. Пока я собирала материал для работы мне это удалось))


Я подумала о том, что кому-то пригодится предоставленная информация, поэтому пост написан в таком плане.
Старалась в тематический день включить  подвижные игры, пальчиковые, игры с карточками, самостоятельное рисование,  презентации, стихи, загадки.
Благодаря тематическим дням Марии я решилась достать карточки из пособия "100 цветов" и предложить игру детям. Наши картинки ещё не совсем хороши, но детям "рисовать" карточками было интересно.

1. Встречаем день утренней зарядкой! (на выбор)








2. Определимся  с такими понятиями как "ночь" и "день"


Ночь - часть суток от вечера до утра 


Из раздела словообразования:
Ночь - ночка, ноченька, ночник - ночничок, ночью, ночной - но-ночному, ночевать, ночёвка. заночевать, переночевать, проночевать

Бывает (какая?)
зимняя, осенняя, весенняя, летняя, бессонная, лунная, звездная, морозная, душная, майская, сумрачная (неполная темнота), дождливая, тропическая, глухая, темная, белая , немая, новогодняя, безоблачная, лазурная (светлосиний. цвета лазури),  томительная, полярная, безмолвная, волшебная,тревожная, зловещая,  тихая, спокойная, сегодняшняя, прошедшая, непроглядная, чудная и т.д.

Может (что сделать? что делать?)
 Наступить, объять, близиться, ложиться, окутать, настать, надвигаться, прокрасться, застать, спуститься, царить, тянуться, нависнуть, навеять, миновать, накрыть, продолжаться, закончиться

"Ночные" слова (для игры):

мрак, тьма, чернота, огонек, сумрак, мгла, свеча, сон, безмолвие, мгла, зарница ( Мгновенная световая вспышка, озаряющая горизонт вечером или ночью, вроде молнии, но без грома)  тишь, маяк, салют, фейерверк, тишина, пижама, звезды, месяц, луна, подушка, полет летучих мышей,


День - часть суток от утра до вечера


Из раздела словообразования:
День - денёк, денёчек, дневной, дневник, дневничок, днём, днями, ежедневный, ежедневно, дневать, днёвка, передневать.

Говорят: 
День-деньской - в течение целого дня
День за день - однообразно, без всяких изменений, событий
День в день - точно в назначенный день
День ото дня - постепенно, с каждым днем
Изо дня в день - ежедневно, беспрестанно
На день - на один день
На дню - в течение дня
Со дня на день - с одного дня на другой или в один из ближайших дней
Третьего дня - позавчера
Дни сочтены  - осталось кому-нибудь жить недолго


Бывает (какой?) (замечательный стих про  большой день здесь, пункт 1 )
целый, прекрасный, тематический, вчерашний, сегодняшний,  воскресный, рабочий, выходной, солнечный, праздничный (День рождения, День Победы), предпраздничный, сентябрьский, ясный, жаркий, серый, божий, теплый, пасмурный,  ветреный, дождливый, знойный, погожий, морозный. короткий, длинный, знаменательный, рыбный, безоблачный, долгожданный, будний, санитарный, скучный, сумасшедший, банный, замечательный, славный и т.д.
А про вёдро слыхали?!
 Солнышко - вёдрышко

Солнышко - вёдрышко
Всем нам улыбается.
День погожий на дворе
Вёдро называется.


Может ( что сделать? что делать?)
Пройти, выдаться, начаться, настать, наступить, стоять, клониться, оказаться, стать, принести, кончаться, закончиться, подходить,  близиться, длиться, выпасть, миновать, завершиться, продолжаться, показаться, смениться, запомниться и т.д.

"Дневные" слова (для игры):
утро, рассвет, свет, полдень, солнце, жаворонок, солнечный зайчик, зарядка, облако, радуга, веснушки, тень, жара, пение птиц, утренняя зорька


От Ляйсан я узнала, что есть кричащий день и безобидная ночь ))

3. ИГРА.
Для игры понадобится воздушный шарик.
Я произношу "ночные" или "дневные" слова и подбрасываю шарик, пока он падает, дочки раздумывают, кто должен поймать шар. Ляйсан - ночь и должна "ловить" только "ночные" слова, Луиза - день, соответственно "ловит" "дневные" слова.


Здесь (пункт 1) загадки, доскажите словечко и коротенькие стихи, подобранные к "дневным" и "ночным" словам.


Игры с воздушным шаром доставляют особое удовольствие. После игры пришлось надуть ещё один, чтобы не было драки)))


4.После игры дети нарядились в "день" и "ночь". Мы используем для домашних костюмов куски материи. Они помогают нам придать любой придуманный образ.
Веснушки Ляйсан - конфетти в виде звездочек, а Луизино лицо-солнышко украшено наклейками.
Приклеивали на сгущенку.








5. Вся жизнь на планете подчинена ритмичному чередованию тёмного и светлого времени суток.
Немного поговорим о характерных особенностях дня и ночи.
Чем они отличаются?
Мы уже знаем, что днем светло, ночью темно.
- Днем нашу землю озаряет Солнце, а ночью - Луна и звезды.
- Солнце само излучает свет, а Луна лишь отражает свет Солнца.
- Солнце тоже является звездой, а Луна - спутником Земли.

Из наших книг


Остальные листы вы найдёте здесь



6. А как влияет Солнце на нашу планету, на людей, животных и на растения?
1) Нагревая поверхность Земли, Солнце приводит в движение массы воздуха, заставляя их перемещаться из одних районов в другие. Таким образом, наше дневное светило является основным «виновником» всех явлений погоды.
2) Солнце освещает и согревает нашу планету, без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но даже микроорганизмов
3) Ультрафиолетовое излучение уничтожает бактерии, образует озон из кислорода
4) На свету листья растений становятся зелеными. В них образуется вещество зеленого цвета.
Это - хлорофилл.
5) Рост растений осуществляется за счет фотосинтеза. Фотосинтез нуждается в свете как в источнике энергии.

7. СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью".
Скачать можно здесь

Для нас было ново, что звезды бывают больше  солнца и разными по цвету

8. Для чего мы ночью спим?
1) Для того, чтобы человек отдыхал, чтобы мозг перестраивался и адаптировался к условиям жизни
2) Чтобы не нарушался нормальный биологический ритм человека. Его нарушение приводит  к нарушениям психики, расстройствам, депрессиям и так далее.
3) Во время сна в организме происходит выработка гормона роста, а, кроме того, в это время происходит укрепление иммунной системы. В пользу этого утверждения свидетельствует и то обстоятельство что дети, страдающие некоторыми видами расстройств сна, как правило, отстают в росте от своих сверстников.

9. СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ "Исследование луны. Часть 1" Скачать здесь

Эту презентацию мы в этот день не посмотрели. Ну, ничего, у нас ещё много дней впереди! Тематический день дал основу для развития подобных тем. Например, более подробно познакомиться с маяками или поговорить о росте растений.

10. ИГРА.
Для игры понадобится заготовка - домик с четырьмя окошками.
У нас были наклейки и мы сначала поселили жильцов - кошек и собак по моим указаниям: например, поселите кошек на первом этаже в правом окне, а собак в окнах с левой стороны.
А затем дети взяли желтые и черные квадраты по размеру окна и закрывали ими окна по заданию. 
Например, в левом окне верхнего этажа и в правом окне нижнего этажа выключили свет, а  в остальных окнах свет горит.
 Т. е. надо  те окна, в которых свет выключен, закрыть черными квадратами, а желтыми квадратами закрыть окна со светом.







11.После рассказа детям о том, как  и когда спят животные(смотрите рассказ здесь, пункт 3), можно с детьми закрепить полученную информацию ИГРОЙ ( картинки животных и птиц из интернета, пункт 6)




ИГРА.
Для игры приготовить два листа бумаги: один темный, другой белый.
На карточках с изображениями животных написаны  их названия. Дети поочередно берут карточку и  кладут животных и птиц, спящих днем, на белый лист, а спящих ночью - на темную.


12СМОТРИМ МУЛЬТФИЛЬМ "День и ночь" смотреть онлайн
( Мультфильм про солнышко и веснушки - "Рыжий, рыжий, конопатый..")

13.На  прогулке мы поиграли в подвижную игру.
ИГРА "ДЕНЬ И НОЧЬ"
Произношу слово"день" - дети начинают бегать и прыгать. Как только я говорю "ночь" - дочки замирают в позах.


Когда мы выходим гулять в холодное время года,нам очень не достает солнечного тепла.
И на ум всегда приходит такой стих:


Где ты, солнце,
В самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла...
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!




14. ИГРА С КАРТОЧКАМИ ИЗ ПОСОБИЯ "1ОО ЦВЕТОВ"
Раскладываю перед детьми смешанные карточки из группы белых и черных.
Дети отыскивают и разделяют карточки, принадлежащие к двум разным группам.


Затем мы составляем рисунки "день" или  "ночь", используя любые карточки из пособия. 


Ляйсан "нарисовала" елку



Мы с Луизой учились создавать осеннюю картину: земля, трава,кусты, небо, солнце и птица




15.Поведаю детям о продолжительности дня и ночи.
Что длиннее день или ночь?
1) Только два раза в год — в дни весеннего и осеннего равноденствия ( 20—21 марта и 23 сентября) продолжительность дня и ночи одинакова на всех широтах Земли и равна 12 часам.
2) В дни летнего и зимнего солнцестояния (22 июня и 21-22 декабря) на планете бывает самая длинная ночь и самый короткий день.
3) С 22 декабря день станет чуточку длиннее и будет расти с каждым днём. Дни станут длиннее, а ночи - короче,и так вплоть до лета (до 22 июня)
( можно продолжить рассказ про белые ночи)


16. Дети не устали, можно поиграть в ещё одну игру
ИГРА.
Я раскладываю карточки с любыми изображениями. Количество зависит от возраста и возможностей ребенка. Мы начали с шести карточек.
Я говорю "ночь", дочки закрывают глаза. В это время я убираю 1-2 карточки.
Говорю "день" - дети открывают глаза и называют пропажу. 
Затем снова наступает ночь, убираются ещё пара карточек.
При слове "день" дочурки открывают глаза, называют те карточки, которые я убрала сейчас и до этого.
Наконец, убираются последние карточки. Надо назвать их в порядке "пропадания".




17.После просмотра картин знаменитых художников ( смотрите пример здесь пункты 4 и 5), мои дети   под "аккомпанемент" музыкальных классических произведений нарисовали картины на выбранные темы.
День вызвалась нарисовать Луиза. 
Картина называется "Капуста"))




На фото почему-то небо вышло очень темным, в действительности это не так


Ночь рисовала Ляйсан. После продолжительных закрашивания непонравившихся элементов картины, наконец, получилась картина под названием "Ежик в ночи"








18.Ближе к вечеру предлагаю дочкам вот такую ПАЛЬЧИКОВУЮ ИГРУ


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
этот пальчик уж заснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать
(Раскрываем ладошкУ)


На ночь рассказываем стишок  (или поём колыбельную для мальчика здесь пункт2) :


Спать пора
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!


19.В свою копилку пословиц мы добавили такие:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Утро вечера мудренее.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

При солнце - тепло, при матери - добро.

Поздно поднялся - день потерял,
В молодости не учился - жизнь потерял.


День и ночь - сутки прочь.


Есть у нас такая сказка "Подушка для солнышка". Отсканировала и поместила в веб-альбом
В последнее время у детей пользуется успехом "Песенка в лесу" Я. Аким - хорошая песенка о солнышке и животных.

*******
Этот тематический день был специально составлен и проведен для конкурса "Тематический день" от мамы Марии, блог "Учимся играя".

Спонсорами конкурса являются:
 Компания Умница
Настя Солнечная, блог "Моя рукодельная кухня"
Мария, блог "Учимся играя"

В жюри:

  1. Костюченко Мария 
  2. Путилова Дарья, ведущий специалист по раннему развитию компании Умница
  3. Бабочка Яночка, создатель и вдохновитель коллективного блога Друзья Бабочки Яночки
  4. Настя Солнечная, автор блога Моя рукодельная кухня и еще огромного количества замечательных проектов.

Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

15 комментариев:

  1. Вот это день? :) Столько всего девочки узнали, теперь, наверное, вопросы по этой теме пропадут:)

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия,я в восторге! Мои апплодисменты! Теперь моя копилка пополнилась новыми видами заданий. Права была Яна, что назвала тебя талантливым методистом!Что там игры? Я беру все занятие!:-))
    Удачи в конкурсе, достойная работа! А девочки красавицы, давно хотел на них посмотреть!:-)

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, я сначала думала, что мы не успеем за день. Но ничего уложились. главное рассказывать, даже на прогулке. Книги просмотреть перед сном. Это писать долго, а игры проходят очень быстро))

    Света, спасибо!!!
    Сама не знаю почему, но у меня так получается))
    Спасибо за красавиц)))

    ОтветитьУдалить
  4. Альфия, сколько игр! Сколько стихов и загадок! Речевые, физические игры! Творчество! Я в восторге!!!
    Спасибо за участие в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  5. Альфия, вот анонс вашего дня http://kpanuba.blogspot.com/2011/11/blog-post_2420.html?utm_source=BP_recent

    ОтветитьУдалить
  6. Альфия, меня очень впечатлил ваш день! Очень понравились игры! А какие хорошенькие День и Ночь, очаровательные девчонки:)
    Мне надо взять на заметку идею с тканями, действительно, так удобно, не надо долго мастерить костюм.

    Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  7. Ого! Основательно вы провели свой тематический день! Конечно, это мамочка - молодец, просто слов нет!

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья Горобец,спасибо!
    Что мы с этими обрезами не придумывали!

    Наталья, спасибо!!

    ОтветитьУдалить
  9. Альфия - браво, как всегда!!! Пойду читать еще раз все подробно - кладезь идей! Как же твоим девченкам с маой повезло!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Аля, Вы, как всегда, на высоте! Потрясающая разработка, столько интересного!!! Девочки тоже умнички, картины красивые! Права Лиза, повезло им с мамой )))

    ОтветитьУдалить
  11. Лиза, Юля, спасибо!!!
    Да у всех детей, у кого есть мамы - самые счастливые!
    Я про ваших детишек точно так же могу сказать)))

    ОтветитьУдалить
  12. Вот это денек, такой интересный, такой познавательный и развивающий!!! я бы еще хотела продолжения. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  13. Вот это да! Поражена масштабом и методической продуманностью проекта. А какие картины у девочек получились!

    ОтветитьУдалить
  14. Ангелина,спасибо! Я сама подумываю провести как-нибудь тематические дни, развивая предыдущую тему

    Ольга, спасибо!
    Для меня самой неожиданно стало увидеть их картины. Например, почему капуста?! Дети такие забавные))

    ОтветитьУдалить
  15. Альфия, какой у Вас с девочками получился интересный, плодотворный денёк!!!! Здорово!!!
    Очень много всего интересного! Думаю и нам пригодится полезная информация!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...