Какие меня ждут проблемы, когда ребенок будет учиться в первом классе, я раньше и не догадывалась)))
Моя первоклашка Ляйсан с удовольствием пошла в школу, чуть с меньшим удовольствием стала учиться и совсем без удовольствия стала делать домашние задания.
Напрасно на протяжении первых месяцев учебы я успокаивала себя - втянется. Просто не привыкла пока, не адаптировалась к новому режиму, к нагрузкам, думала я. Но вот проходили месяцы, а ситуация еще больше затруднялась. За уроками мы сидели часами, и наверное не трудно представить себе, какие драмы здесь разыгрывались.
Очевидно стало ( для меня не сразу), что дочка очень устала и истощилась. Это понятно: прогулок практически не было, в школе ела плохо, не высыпалась.
В причине недосыпа отчасти виновата я, настолько привыкшая к запоздалому отбою, что момент " детское время закончилось" могла и проворонить. Но в основном, это происходило потому что дочь засиживалась за уроками.
Поэтому первое, на что мы обратили внимание, своевременный отход ко сну. Чтобы уроки сделать раньше, Ляйсан перестала посещать почти все дополнительные внеурочные занятия. Я стала настаивать на дневном сне. Это сказалось на дальнейшем учебном настрое, на сокращении времени выполнения домашней работы.
Разумеется, к весне пробудилось желание гулять, что и стало стимулом побыстрее закончить с уроками. Были у нас трудные дни, когда дочь проводила в школе очень много времени( двухчасовое занятие танцами), и к тому же именно в понедельник учительница задавала много заданий. На эти загруженные дни я написала режим дня. По нему было видно, что для отдыха и игр время было ограниченно. С таким трудом у нас начиналась рабочая неделя.
Никогда Ляйсан не изъявляла желание сесть самой за уроки, а если я напоминала, встречала мои слова с печальным лицом. Если я настаивала, она становилась такой жалкой, как будто на казнь отправляют.
Хотя в школе училась хорошо, достаточно много пятерок. Но вот желания и сил на домашнюю работу не оставалось.
Кто-то подумает, ну и пусть бы не делала уроки, ведь в первом классе вроде как и не должны задавать. Но представьте себе- день не делает, другой, а школьная программа продолжается. Наверстывать упущенное было бы возможно, но трагично- такой объем будет осилить тяжелее, нежели каждый день понемногу.
В поисках информации в инете наткнулась на одну книгу, написанную в то время, когда еще комсомол был))) Несмотря на это написана она очень хорошо и актуальна по сей день. Книга "Учение с увлечением" С.Л. Соловейчика помогла в первую очередь мне- столько ценной информации я там обнаружила! Так как роман( именно так автор называет свое произведение) рассчитан для чтения и выполнения практики более взрослых деток, чем моя дочь, сейчас пригодилось для нее не все. Но кое-что я попыталась передать ей своими словами в виде секретиков, чтобы как-то взбодрить, заинтересовать.
Итак, секретик первый))) Психологический настрой . Предлагаю не хмуриться и кукситься, когда собираешься сесть за уроки, а улыбнуться и развеселиться, представив себе, что тебя ждет презабавное занятие. Это, между прочим, не легко! Все-таки иногда удавалось увидеть улыбку на лице дочери. Садиться за стол правильно. Для Ляйсан это тоже было сложно: вся скривится, локоть висит за столом. Бывает на время выпрямиться, а потом снова...
Следующее, что я заметила, и это подтвердилось в книге: утренние часы -лучшее время для запоминания и обучения. Нет, уроки мы не делали, а вот стихи Ляйсан учила. Я перестала вечером укорять дочку, что она еще не выручила стих. Наоборот, подбадривала и обнадеживала-утром перед школой выучишь обязательно!
Управление временем с помощью режима у нас не получалось. Мне понравилась идея начать не с планирования, а вести учет времени. Стала замечать, сколько времени уходит на дела, а сколько на безделье))) Это помогало уравновесить и распределить равномерно время для главного и не очень в течении дня. Не надо составлять списки дел, надо лишь четко обозначить первостепенные, а остальные получатся сами собой.
Прекрасно в книге описывается воздействие волевых усилий. А секрет-то прост: надо заставить себя думать не о том, что так не хочется, так трудно сделать уроки или какие-то дела, а подумать о самом деле. Представив себе начало трудового процесса, сразу возникают мысли о самом процессе и ты втягиваешься в это незаметно. Вот уже и сидишь за столом с "любимым" письмом)))
Сколько пишут про цели, сколько о них рассказывается на различных тренингах! Точнее, просят самому определиться с целью в самом начале тренинга. Каковы наши цели? Как бы я себя не на страивала, что пусть учится как получится, моя истинная цель- чтобы Ляйсан училась преимущественно на 5 по основным предметам.Потому что я вижу реальные возможности своего ребенка, знаю, что я могу помочь, поддержать, и не мало душевных сил трачу на достижение этой цели. При этом надо считаться и с целью самого ребенка. Что же хочет Ляйсан? И она тоже хочет того же: получать хорошие отметки, радоваться своим успехам. Наши цели совпадали и это очень хорошо))) Это общие цели, а конкретные цели надо ставить перед самой задачей:например, по письму написать упражнение без ошибок аккуратным почерком, выделяя правила. Чтобы цель была достигнута, нужно уметь сосредотачиваться, т. е. все внимание Ляйсан должно быть направлено только на данную работу. Взрослому человеку сосредотачиваться не всегда удается, что уж говорить о ребенке. Но мы учимся)))
Порой, чтобы Ляйсан сдвинулась с места и села за уроки, нужно приложить огромные усилия, как сдвинуть слона с места. Когда я подумала о том, какие поступки, самостоятельные действия Ляйсан хотела бы я видеть, составила таблицу на неделю. Названия столбцов были такими:
-я сама села за уроки!
-я сама сложила свои вещи!
-я уже сделала все свои уроки!
-я сегодня выполнила быстро все мамины просьбы!
-я сама собрала ранец и ничего не забыла!
-мои вещи и обувь в чистоте и порядке!
-я сама убрала все свои игрушки!
-мой телефон заряжен и баланс в порядке!
На лист наклеила пленку, чтобы можно было маркером ставить галочки( и стирать) после того, как пункт таблицы выполнен. Затем планировалось подсчитывать галочки за неделю и за определенное количество выдавать приз. Я не настаивала на заполнении таблицы, просто
напоминала иногда. Когда было желание, Ляйсан добросовестно отмечала, задумываясь над каждым пунктом. А мне это и надо было! Я хотела, чтобы в ее привычку вошли организационные моменты.
Зная ту чувственную грань ребенка, при которой возможны сбои в настроении и самочувствии, я по старалась количество обжималок-целовалок увеличить в несколько раз. Особенно в мучительные моменты для дочки. Это тоже имело свой положительный эффект.
Теперь, когда первый учебный год закончен и оценены нашей учительницей результаты знаний и умений ( об этом в следующем посте), могу заявить: наши старания, наши вымученные домашние задания не прошли даром- по всем критериям "пятерки"!
Очень надеюсь, что история с " нехочухой" закончена. Верю, летний отдых и яркое солнышко придадут новую жизненную энергию, новые стимулы, новые эмоции! И мощный заряд в виде терпения и трудолюбия нам хватит на весь второй учебный год!
Моя первоклашка Ляйсан с удовольствием пошла в школу, чуть с меньшим удовольствием стала учиться и совсем без удовольствия стала делать домашние задания.
Напрасно на протяжении первых месяцев учебы я успокаивала себя - втянется. Просто не привыкла пока, не адаптировалась к новому режиму, к нагрузкам, думала я. Но вот проходили месяцы, а ситуация еще больше затруднялась. За уроками мы сидели часами, и наверное не трудно представить себе, какие драмы здесь разыгрывались.
Очевидно стало ( для меня не сразу), что дочка очень устала и истощилась. Это понятно: прогулок практически не было, в школе ела плохо, не высыпалась.
В причине недосыпа отчасти виновата я, настолько привыкшая к запоздалому отбою, что момент " детское время закончилось" могла и проворонить. Но в основном, это происходило потому что дочь засиживалась за уроками.
Поэтому первое, на что мы обратили внимание, своевременный отход ко сну. Чтобы уроки сделать раньше, Ляйсан перестала посещать почти все дополнительные внеурочные занятия. Я стала настаивать на дневном сне. Это сказалось на дальнейшем учебном настрое, на сокращении времени выполнения домашней работы.
Разумеется, к весне пробудилось желание гулять, что и стало стимулом побыстрее закончить с уроками. Были у нас трудные дни, когда дочь проводила в школе очень много времени( двухчасовое занятие танцами), и к тому же именно в понедельник учительница задавала много заданий. На эти загруженные дни я написала режим дня. По нему было видно, что для отдыха и игр время было ограниченно. С таким трудом у нас начиналась рабочая неделя.
Никогда Ляйсан не изъявляла желание сесть самой за уроки, а если я напоминала, встречала мои слова с печальным лицом. Если я настаивала, она становилась такой жалкой, как будто на казнь отправляют.
Хотя в школе училась хорошо, достаточно много пятерок. Но вот желания и сил на домашнюю работу не оставалось.
Кто-то подумает, ну и пусть бы не делала уроки, ведь в первом классе вроде как и не должны задавать. Но представьте себе- день не делает, другой, а школьная программа продолжается. Наверстывать упущенное было бы возможно, но трагично- такой объем будет осилить тяжелее, нежели каждый день понемногу.
В поисках информации в инете наткнулась на одну книгу, написанную в то время, когда еще комсомол был))) Несмотря на это написана она очень хорошо и актуальна по сей день. Книга "Учение с увлечением" С.Л. Соловейчика помогла в первую очередь мне- столько ценной информации я там обнаружила! Так как роман( именно так автор называет свое произведение) рассчитан для чтения и выполнения практики более взрослых деток, чем моя дочь, сейчас пригодилось для нее не все. Но кое-что я попыталась передать ей своими словами в виде секретиков, чтобы как-то взбодрить, заинтересовать.
Итак, секретик первый))) Психологический настрой . Предлагаю не хмуриться и кукситься, когда собираешься сесть за уроки, а улыбнуться и развеселиться, представив себе, что тебя ждет презабавное занятие. Это, между прочим, не легко! Все-таки иногда удавалось увидеть улыбку на лице дочери. Садиться за стол правильно. Для Ляйсан это тоже было сложно: вся скривится, локоть висит за столом. Бывает на время выпрямиться, а потом снова...
Следующее, что я заметила, и это подтвердилось в книге: утренние часы -лучшее время для запоминания и обучения. Нет, уроки мы не делали, а вот стихи Ляйсан учила. Я перестала вечером укорять дочку, что она еще не выручила стих. Наоборот, подбадривала и обнадеживала-утром перед школой выучишь обязательно!
Управление временем с помощью режима у нас не получалось. Мне понравилась идея начать не с планирования, а вести учет времени. Стала замечать, сколько времени уходит на дела, а сколько на безделье))) Это помогало уравновесить и распределить равномерно время для главного и не очень в течении дня. Не надо составлять списки дел, надо лишь четко обозначить первостепенные, а остальные получатся сами собой.
Прекрасно в книге описывается воздействие волевых усилий. А секрет-то прост: надо заставить себя думать не о том, что так не хочется, так трудно сделать уроки или какие-то дела, а подумать о самом деле. Представив себе начало трудового процесса, сразу возникают мысли о самом процессе и ты втягиваешься в это незаметно. Вот уже и сидишь за столом с "любимым" письмом)))
Сколько пишут про цели, сколько о них рассказывается на различных тренингах! Точнее, просят самому определиться с целью в самом начале тренинга. Каковы наши цели? Как бы я себя не на страивала, что пусть учится как получится, моя истинная цель- чтобы Ляйсан училась преимущественно на 5 по основным предметам.Потому что я вижу реальные возможности своего ребенка, знаю, что я могу помочь, поддержать, и не мало душевных сил трачу на достижение этой цели. При этом надо считаться и с целью самого ребенка. Что же хочет Ляйсан? И она тоже хочет того же: получать хорошие отметки, радоваться своим успехам. Наши цели совпадали и это очень хорошо))) Это общие цели, а конкретные цели надо ставить перед самой задачей:например, по письму написать упражнение без ошибок аккуратным почерком, выделяя правила. Чтобы цель была достигнута, нужно уметь сосредотачиваться, т. е. все внимание Ляйсан должно быть направлено только на данную работу. Взрослому человеку сосредотачиваться не всегда удается, что уж говорить о ребенке. Но мы учимся)))
Порой, чтобы Ляйсан сдвинулась с места и села за уроки, нужно приложить огромные усилия, как сдвинуть слона с места. Когда я подумала о том, какие поступки, самостоятельные действия Ляйсан хотела бы я видеть, составила таблицу на неделю. Названия столбцов были такими:
-я сама села за уроки!
-я сама сложила свои вещи!
-я уже сделала все свои уроки!
-я сегодня выполнила быстро все мамины просьбы!
-я сама собрала ранец и ничего не забыла!
-мои вещи и обувь в чистоте и порядке!
-я сама убрала все свои игрушки!
-мой телефон заряжен и баланс в порядке!
На лист наклеила пленку, чтобы можно было маркером ставить галочки( и стирать) после того, как пункт таблицы выполнен. Затем планировалось подсчитывать галочки за неделю и за определенное количество выдавать приз. Я не настаивала на заполнении таблицы, просто
напоминала иногда. Когда было желание, Ляйсан добросовестно отмечала, задумываясь над каждым пунктом. А мне это и надо было! Я хотела, чтобы в ее привычку вошли организационные моменты.
Зная ту чувственную грань ребенка, при которой возможны сбои в настроении и самочувствии, я по старалась количество обжималок-целовалок увеличить в несколько раз. Особенно в мучительные моменты для дочки. Это тоже имело свой положительный эффект.
Теперь, когда первый учебный год закончен и оценены нашей учительницей результаты знаний и умений ( об этом в следующем посте), могу заявить: наши старания, наши вымученные домашние задания не прошли даром- по всем критериям "пятерки"!
Очень надеюсь, что история с " нехочухой" закончена. Верю, летний отдых и яркое солнышко придадут новую жизненную энергию, новые стимулы, новые эмоции! И мощный заряд в виде терпения и трудолюбия нам хватит на весь второй учебный год!
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Какие, оказывается, трудности ожидают школьников! Желаю Ляйсан хорошо отдохнуть, набраться сил и повзрослеть настолько, чтобы заботливой мамочке больше не приходилось расстраиваться по поводу уроков.
ОтветитьУдалитьОля,спасибо за пожелания! Да, мамочка в этом году очень поднапрягалась)))
УдалитьОтличный пост, Альфия, для родителей будущих первоклассников! Да и для других родителей, которые до сих пор не смогли систематизировать образовательный процесс ребёнка, тоже пригодится!
ОтветитьУдалитьСпасибо.
Спасибо, Жанна! Конечно всех нюансов не перескажешь: об неуверенности в своих силах ребенка, о страхах-все было! Пройдя все это, мы очень повзрослели с дочкой. Пусть же другие мамы будут "предупреждены, значит вооружены")))
УдалитьМоя младшая дочка закончила 2 класс ,он у нас прошел как первый ,те-же заботы .К весне устала очень ,тоже пришлось делать расписание и режим -это помогает .
ОтветитьУдалитьОксана, я уже предвижу подобную обстановку-еще и английский прибавится!
УдалитьАльфия , во втором классе у многих деток меняется отношение к учебе они становятся более самостоятельными (если им не мешать )и родителям становится немного легче .Моя старшая дочка с 1класса делала уроки сама ,а я только проверяла ,а с младшей весь 2 кл. рядом просидела с домашним заданием .Англ . яз . у нас с 1 класса,но мы ничего не знаем - нужно заниматься дополнительно (программа по английскому у нас странная и непонятная ,вот и результат )
УдалитьА я надеюсь, что с младшей получится как с вашей старшей)))
УдалитьПро английский меня уже предупредили- странно сейчас преподают:(