четверг, 10 июля 2014 г.

Поиграем, подумаем. По мотивам сказки о царе Салтане

Девчонки мои обожают подарки, но не меньше им нравится их искать. Игры и задания долго еще помнятся. Какие-то  мои идеи становятся толчком для внедрения новых сюжетов в их игры. Каждый год очень просят меня придумать для них "искалку".
 А вот очередная летняя искалка с множеством заданий. Этого хватило на два часа "испытаний". Последнее мы даже перенесли на другой день. Но что просили, то и получили))) 
Я стараюсь делать "искалку" тематической. На этот раз я связала игры со "Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" А.С. Пушкина. Сказка длинная, поэтому и пунктов получилось не мало.
Выбрав некоторые отрывки из сказки и  придумав к ним подходящие задания, я принялась за осуществление задуманного. Пришлось потрудиться: сделать и подобрать реквизиты, продумать план перемещения по квартире.
И так все готово, дети в ожидании))
1. 
Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

Мы тоже устроим пир))) И прежде засервируем стол

Задание. Понадобится: комплект детской посуды (Икеа, например).
Задача: На стол сначала поставили: 2 больш. тарелки, 3 миски, 4 средн. тарелки, 3 чашки и 3 мал.блюдца.

Затем добавили 1 больш.тарелку и 2 стаканчика, убрали 1 чашку, 1 миску и 2 средн. тарелки.
Через некоторое время поставили на стол еще 2 стаканчика и 2 миски, убрали 3 мал.блюдца.
А когда пришли гости, убрали 1 стакан и 1 миску, добавили 1 средн. тарелку и 1 чашку.
Сколько  было гостей ?
Выполнение: Ляйсан читает условие, а младшая сестренка выполняет действия. В итоге у них осталось по три одинаковой посуды. Гостей должно быть трое





«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

Узнаем, как плести полотно.
Задание. Понадобились длинные куски легкой ткани.
На двухъярусной кровати натянуты продольные "нити", нужно вплести поперечные
Выполнение: Ляйсан быстро поняла, что нужно делать. Луиза же могла пропустить "нить" и пройти не так, как необходимо. Но ближе к концу и она освоила плетение. Дочкам очень понравилось то, что получилось. Хотят повторить))




«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Представим себя богатырями. Богатыри были не только сильными, но и со смекалкой.


Задание. Понадобится две палки ( черенки для лопаты), две подушки и куча мягких игрушек.
Задача: как двум богатырям с помощью двух палок перенести эти подушки и игрушки в другую комнату.
Выполнение: дочки высказывают свои предположения. В конце концов с моей маленькой подсказкой они вогрузили на палки сначала две подушки, на них игрушки и, взяв палки с двух концов, потащили ношу. Это смешное задание не могло не развеселить девочек))

2.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку»

Кто же эта "неведома зверюшка"?!
Задание. Понадобится: плотный пакет ( лучше черный, но у меня не нашлось). Вырезаем из него части тела трех зверушек: мышонка. лягушки и зайца. Чуть смачивая детали в воде, приклеиваем к белой доске( или к любой другой гладкой поверхности) в беспорядке- получается та самая "неведома зверушка".

Задача. Разобрать зверушку на три зверя.
Выполнение: по трем головам дети определяют животных и собирают по частям на другой гладкой поверхности.




3. 
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.

Наша бочка не такая большая, чтобы в нее вместились мать с сыном. Однако наша бочка может вместить достаточно много различных вопросов. И называется она- бочка смеха.
Задание. Понадобится пластиковая бутылка ( 5л), обклеенная бумагой и раскрашенная под бочку. а также листочки, на которых сами дочки пишут ответы( сущ, одуш.)
Выполнение: девочки по очереди вытаскивают бумажку с вопросом и читают ответ на одном из своих листочков.


Например, вопросы были такие:
Кто днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, сладку речь-то говорит, будто реченька журчит?
Или:
Кто весь сияя в злате, сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице?
Или:В муху кто оборотился, полетел и опустился между моря и небес на корабль и в щель залез?
Ответы были разными: баран, индюк. мама и т.д.
Выполнение: дочки не сразу уловили смысл. Все же все стало понятно и смешно. Луиза требует продолжения)))

4. 
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Не раз повторяются эти строчки в произведении. Кораблик должно быть очень красивый. Наверное, такой?!
Задание. Понадобится набор с блоками Дьенеша, нарисованный кораблик, бланк с правильным ответом, карточки-символы и конвертики для дисков.


Выполнение: между детьми поделили конвертики с карточками (самодельными). В каждом конверте карточки-символы для одного блока. Угаданный блок кладется на кораблик в нужное место. Немного внимательности и логики- и все готово))


5. 
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Нет, город мы не станем строить))) А вот "хоромы" у нас есть. Только их нужно привести в порядок.


Задание. Понадобится дом-палатка и связанные между собой пояски, веревки, ремешки, скакалки
Задача: распутать веревку.
Выполнение: слово "распутать" дочки поняли как "развязать". И так быстро принялись за это! Я объяснила, что нужно веревку тащить в обратном направлении. Похоже, дети никогда с этим не сталкивались. В итоге дом избавлен от пут, а девочки удивляются длине веревки. Не думала,что такое, на мой взгляд, простое задание принесет столько эмоций детишкам)))

Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут.

Немного поэкспериментируем!

Задание. Понадобится: гречка,горох, и фасоль. А также банка. Этот опыт я взяла из набора развивающих карточек "Воз и большая тележка чудес" Н.М. Зубковой ( мы еще будем проводить опыты оттуда, поближе познакомлю с этим набором)
Задача: как быстро рассортировать перемешанные горох, гречку и фасоль.
Выполнение: увы, у нас не вышло как описано в карточке. Нужно было острожно(но энергично) потряхивать банку. Более крупные плоды фасоли окажутся сверху, крупа же и горох провалятся вниз. Не вся фасоль оказалась на поверхности. Надо было как-то спасать ситуацию! тогда я добавила в банку каштанов. Теперь при стряхивании, каштаны заняли верхний уровень. Вот так я объяснила, что более мелкие плоды проваливаются и более плотнее прилегают друг к другу. Каштаны- самые крупные выталкиваются на поверхность.



В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Тут я задаю вопрос: сколько букв в алфавите?
Дети бегут считать))
Да, 33. Как и богатырей.
Задание. Понадобится: длинный плакат с написанными в ряд мужскими именами( предполагается. что так зовут богатырей) и маленький карточки с буквами алфавита и цифрами. Первая цифра обозначает место этой буквы в слове, а последняя подсказка- сколько всего букв в имени.
Выполнение: я показала на одном из имени пример и дело пошло быстро. Тоже очень понравилось.




Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Как выглядит царица, как вы ее представляете?
Задание. Выложить из кусков ткани, резинок. заколок, бусин, пуговиц царицу
Выполнение: наконец я могла вздохнуть свободно- девочек это так увлекло, что мне только пришлось наслаждаться лицезрением долгого процесса. Мне понравилась Луизина идея сделать косу, перекручивая ткань.
Царица Ляйсан


Царица Луизы


Осталось последнее задание, но после предыдущего было понятно, что нам нужен перерыв. А там обед, прогулка.. Отложили на следующий день( но не подарки!)

6. Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.

Как же без главной героини?!
Из кубиков Никитина "Сложи узор" по схеме дети собрали лебедей. Ляйсан я попросила сделать лебедь белой.

А потом еще немного

Белка Ляйсан

Кошечка Луизы

Пробовали строить узоры как дом: сначала фундамент, затем следующий уровень и так до верхушки




За каждое задание, дети вытягивали бумажку с буквой. В конце игры они сложили слово из полученных букв.

У них получилось слово "подушка". Вот где спрятаны подарки - под подушкой!!! Ура, нашли! Дети счастливы, и я!

Здесь мой план. Очень буду рада, что какие-то затеи пригодятся и вам!



Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

14 комментариев:

  1. Супер! Супер! Супер! Столько заданий интересных! А царицы получились - вообще восторг! Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лада!!!
      Ты в точку попала-это задание больше всех понравилось))) наверное, потому что здесь больше игры

      Удалить
  2. Ооооо! Круто! Других слов даже и не подберу! Да у Вас целая сказкотерапия получилась! Как интересно! Интересно все! Спасибо огромное огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена!!! Я сама на сказках выросла- люблю их очень))) наверное, поэтому так у нас получается-со сказками))

      Удалить
  3. Альфия, спасибо! Очень интересно было читать! Задания творческие, разнообразные и развивающие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Старалась, чтобы девочки совсем уж не расслаблялись летом))

      Удалить
  4. Мне так понравилось плетение прямо на кровати! Здорово придумано!!!
    И вообще, очень насыщенно, необычно и креативно Вы проводите с дочками время, молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! На такой кровати это делать удобно-любой ширины можно полотно сплести))

      Удалить
  5. Альфия .очень интересно и познавательно ,особенно мне понравились царицы ,беру себе на заметку .Спасибо !

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Оксана! Рада поучаствовать в фото-игре))

    ОтветитьУдалить
  7. Альфия, как вы с девочками здорово поиграли!!! Особенно царицы понравились. Потрудилась ты на славу!!! Одни имена написанные его стОят!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Женечка! Пока дети у бабушки, на такую подготовку время находится. В обычные бы дни не было бы та кого раз маха! Эффект неожиданности для девочек здесь не маловажен. Они не дождутся возвращения домой- что мама для них еще новенького придумала)))

    ОтветитьУдалить
  9. Огого, ничего себе, вот это игра!!!Я уверена, что было настолько интересно, что они и про подарки забыли!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не забыли)) но им все нравится: и задания, и подарки!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...