четверг, 14 апреля 2011 г.

10 способов выучить стих с ребенком. Личный опыт.

Не знаю, есть ли такие дети, которым не нравятся стихи. Наверное - нет!
Чем же так детям нравятся стихи ?!
Обычно мы читаем стихи детям с самого рождения ( если и не с самого их зачатия :)
В стихах  есть ритм, рифма (складно - не складно), разделение речи на строчки (в столбик), размеренность.
Стихи раскрывают не только всю красоту великого и могучего русского языка.  Иногда легче что-то объяснить в стихах, ответить на вопросы, на которые по-другому никак не ответишь. Разучивая стихи наизусть, мы  развиваем  мышление,  образную и эмоциональную речь, память и не только.
Иметь не "дырявую" память не малозначительно для хорошей успеваемости ребенка в школе. Да и в жизни пригодится.

И сегодня я  хочу рассказать о том, как мы учим с детьми стихи.


Пока у нас -  свобода выбора  стихотворений, мы учим те стихи, которые особенно нравятся детям. Я стараюсь все стихотворные произведения читать с воодушевлением, определенной интонацией и даже с жестами. А теперь чуть поподробнее об этом )
Я заметила, что у детей существует особенное восприятие информации. Чем ярче события и чем больше заинтересованности в происходящем, тем надолго и легче запоминается ими услышанное или увиденное.  Причём неважно, насколько это понято ребенком сейчас. Со временем полученные знания становятся осмысленнее и  более конкретизирующие, субъективные.

Что бы я отнесла при чтении стихов к таким "событиям":
1. Например, для них важны подобранные иллюстрации в книгах к стихам. Бывает, они  отыскивают всех перечисленных персонажей или присутствующие предметы в стишке, и если  кого-то не находят, мне приходится отвечать ещё на несколько вопросов. Цветные изображения больше нравятся деткам, чем черно-белые. Они для них понятнее и привычнее.
2. Дети  также выбирают стихи:
 "интуитивно" -  в которых есть междометия, типа "Ой-ё-ёй", "Ай-Ай-Ай","Ура!" и т.п,
 слова интересные по звучанию,
 слова пока для них новые, но уже услышанные не один раз, к которым они испытывают неосознанное любопытство;
"намеренно" - в которых описывается ситуация, схожая с ситуацией, произошедшей(происходящей) с самим ребенком. Например, дети не хотят есть самостоятельно, а я  настаиваю по мере сил, привожу в пример других более самостоятельных мальчиков и девочек.  Поэтому, стихи о том, как неохотно едят другие дети, вызывают  у них интерес. Вам, наверное знакомы: "Про девочку, которая плохо кушала", Э. Успенский,  "Дети, которые плохо едят в детском саду", Э. Успенский.
3. Очень много значит, как я прочитаю стих, особенно - в первый раз. Получается такое знакомство между девочками и произведением, а я выступаю в роли посредника - в этом случае от меня зависит, насколько красочно или интригующе  говорит автор.
4. Согласно тексту  стихотворения  можно продемонстрировать на ребенке, например, части тела,  или движение - нажать на носик, пошептать на ушко, погладить живот, ущипнуть, толкнуть слегка. Ему это очень нравится!
5. Можно придумать что-то вроде пальчиковых игр, движения руками, изображая при этом персонажей или  действия персонажей.
6. Если дети находятся в том периоде, когда полностью запомнить стишок не могут , а лишь вставляют последние слова в строчке ( ведь именно так мы  сначала учим деток запоминать) можно предложить "нарисовать " стих. Так мы учили "Рыбка, рыбка, где ты спишь", И. Токмакова.
Я нарисовала всех персонажей и их домики, на Луизиных пальчиках нанесла фломастером подходящие "следы" животных, и вместе с ней, проговаривая стихотворные строчки, вели следы от лисички к норе, от собачки к конуре и т.д.


7.  И самый необычный метод запоминания, который я открыла для себя недавно сама. Здесь понадобится камера,  любая какая есть. Может, встроенная в телефоне или в компьютере. Но лучше, чтобы потом запись можно было посмотреть на большом экране. Попросите ребенка прочесть стих, выученный полностью или частично перед камерой. А затем просмотрите полученную запись. Ребенку будет очень интересно посмотреть на себя со стороны. Я думаю, так он учится вести себя и на публике. Если были ошибки в выученном или забыты слова, уточняем, повторяем. Читаем стих вместе. Через некоторое время, когда подучим, сделаем видеозапись снова. И сравниваем: как хорошо он справился с заданием. Не забудем похвалить!
Как вариант- можно использовать диктофон. Кстати, можно записать несколько стихов, которые вы хотите выучить - это избавит Вас от многократного повторения поднадоевшего стиха ), а также освободит время для другого занятия.
8. Стих можно представить в виде презентации. Это очень выручит, если нарисовать не получается. Как научиться делать презентацию, я знаю, можно здесь . Правда, мне самой этого делать пока не приходилось, мы пользовались готовыми.
9. Вспомнилось мне, как с помощью мягких игрушек мы разыграли "сценку" из стихотворения "Птичий рынок", Э. Успенский, сопровождая наши действиями согласно сюжету.  Можно без труда отыскать необходимых персонажей среди игрушек для различных стихов. Очень хорошо, если будут задействованы  и другие обиходные вещи  как атрибуты происходящего. У нас была рыбка-мочалка в ванной, которой мы не пользовались из за не практичности, но она сослужила другую службу - когда Луиза её видела, то сразу вспоминала первые строки стихотворения.
10. Выше я уже описывала, как воспользоваться камерой в помощь к заучиванию стихов.
В CyberLink YouCam мои дети полюбили смешные головы животных и человечков. Знаете, есть там такая функция - движения Ваших глаз, рта, бровей, головы  повторяет выбранный зверек. Это получается так забавно! Для того, чтобы Вы поняли о чём идет речь, а ещё для того, чтобы наглядно показать, как можно воспользоваться этой функцией для нашей первоначальной цели (выучить стих легко и непринужденно, как Вы правильно поняли), я записала небольшой ролик с моим озвучиванием. Надеюсь, он поднимет Вам настроение :)
  Кроме этого ниже будет дан текст этого стиха , а между строк я подписала действия, которые дети сразу уловили и запомнили. Сначала это  послужило некоторой подсказкой при заучивании - показываю жест и сразу вспоминается, о какой строке пойдет речь.





Сон рыболова                              В.Д. Берестов
Вот это да! Вот это рыба! ( делаем восхищенное лицо)
Длиною - во!  (разводим руки в стороны, прямо как рыбаки, показывающие пойманную рыбу) А весом - глыба! ( сгибаем руки в локтях, показывая тяжесть улова)
Огнём сверкает чешуя. (делаем волнообразные движения рукой)
Постой, не сон ли вижу я? (поднимаем указательный палец)
Я ущипнул себя невольно, - (слегка щипаем себя или детей)
И что ж? Ни капельки не больно! ( поднимаем удивленно плечи и поворачиваем голову в стороны, отрицая происходящее)
И так и сяк себя щиплю.(снова щипаемся)
Опять не больно! Значит, сплю. ( соединяем  ладошки и прикладываем к уху)

Ещё можно добавить к немаловажным фактам:
 Если стих сначала запомнила я без проблем, то и дети выучат быстро. Тем более, что он будет у них чаще на слуху.
Учить лучше всего, когда вы все в  хорошем настроении. Мы учим песни за завтраком. Может это не совсем правильно - за столом надо есть, а не петь - но зато результативно.
Текст запомнится намного легче, если это будет   песня. Очень уж любят петь детишки!

Это, конечно, не все способы учить с детьми стихи. Но это именно то, что было использовано в личной практике и имело положительные результаты.
Будет интересно узнать Ваше мнение по поводу идей. Если и Вам есть чем поделиться - буду рада узнать :) как  Вы учите стихи со своими детьми.

P.S. Подписчики рассылки получат ссылку на веб-альбом и  будут иметь возможность прочесть учебно-методические указания по разучиванию стихотворений более профессиональных людей в этой деятельности.
Если Вы ещё не подписались, это можно сделать сейчас вот здесь .
Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

7 комментариев:

  1. И ПОСЛЕ ЭТОГО АВТОР НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ЛЕНИВОЙ МАМОЙ!
    Альфия - ты просто гигант! Мощно!
    С таким эмоциональным прочтение даже я стих запомнила...

    Молодцы! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия было интересно узнать ваш опыт запоминания стишков. Спасибо, я думаю многие мамочки возьмут на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  3. Ух ты, сколько различных способов. Просто кладезь методов.
    Могу лишь добавить, что мы повторяем стихи перед сном - рассказываем их подушке и она утром помогает всё вспомнить.

    ОтветитьУдалить
  4. Статья в обзоре на http://kpanuba.blogspot.com, который выйдет в конце дня.
    Считаю, что Ваши способы очень помогут мамочкам.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, спасибо!!!
    Так прикольно, как ты меня называешь!

    Лилия, спасибо! Хорошо, если кому-нибудь пригодится :)

    ОтветитьУдалить
  6. Мария, это тоже хороший способ лучше запомнить - повторение перед сном! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Вот и я добралась всю статью прочитать и написать комментарий. Ролик - это вообще круто! Услышать голос не менее важно, чем увидеть человека, я вас не представляла себе никак - есть только картинка с феей, теперь по голосу буду помнить. Кстати, ваша примета: если я запомнила, то и дети быстро запомнят, - для меня не годится, я плохо запоминаю, поэтому все время записываю и делаю себе блокнотики. Сейчас с младшим внуком несколько скороговорок выучили, которые Жасмин в своих статьях дает. Мне понравился метод рисования по ходу стишка и использования куколок. Спасибо.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...